Для иллюстрации использована обработанная фотография с бесплатного фотостока
pixabay.com
Не помню, сколько мне тогда было лет. Знаю, что достаточно, чтобы считать деда лучшим другом. Но недостаточно, чтобы представить, какой он уже старый.
Я наскоро завтракал и отправлялся в свой мир – в ограду. Игрушки у меня были самые классные! Мы мастерили их с дедом вдвоем. В ход шло всё: деревянные бруски, гвозди, проволока, обрезки и остатки. У меня были настоящие трактора с сеялками, вилами, прицепами с соломой. А еще грузовики с маленькими брызговиками на колесах и монетками по краю лобового стекла.
Начиналось мое утро обычно так: я осматривал свою технику, давал ей ремонт. И только потом выходил «в поле»: пахать, сеять, собирать урожай.
Я учился у деда быть взрослым. Для этого нужно уметь мастерить и умно говорить. Я старался и, кажется, преуспевал.
В тот день мы отправились искать Марту, нашу корову. Она не вернулась домой. Но она обязательно должна была найтись.
Мы вышли за деревню. Оттуда открывалась удивительная по красоте картина. Петляла речка. Между гор разбегались в разные стороны дороги. Пахло дождём и деревней (догадайтесь, как именно).
– Деда, смотри, лошади пасутся!
За рекой виднелся небольшой табун. Голов пятнадцать.
– Говорят «кони», а не лошади, – поправил меня дед. – А вон, за ними, пастухи на кОнях.
Он вглядывался так далеко, как мог, выискивая знакомые черно-белые пятна нашей единственной коровы.
Я тогда впервые заметил, как странно говорит мой дед. Совсем не так, как я или мама. А сам засомневался:
– А ты отсюда видишь, что там одни мальчики?
Он усмехнулся и указал вдаль:
– Вон кобыла с жеребенком идет. Какие же это «мальчики»?
Я окончательно запутался во всех этих названиях животных.
Но внезапно приметил, как по мосту царственно вышагивает наша Марта.
– Смотри! – показал рукой на неё и побежал. Нужно было встретить эту важную особу и проводить домой. Я повеселел: «Ах как обрадуется бабушка!».
Мы с Мартой пойдем через ограду. Она, важно топая копытами, и я, гордый, что делаю такое ответственное дело. Воздух наполнится запахами полей и молока, и спокойным ощущением, что всё хорошо.
Это история положила начало моему любопытству к речи, к её удивительной жизни. Кони, лошади, кобылы и жеребцы, а также клячи и мерины открыли мне целый мир, где слова превращались друг в друга, прыгали и менялись неведомо как. А я пытался их поймать и разгадать правила игры. Только тебе кажется, что ты распутал все тайны, как тут же появляются новые. Посудите сами.
Сейчас говорят «пасутся лошади», «скакали на лошадях», а вовсе не «на конЯх», и уж тем более не «на кОнях». Но было всё иначе. Раньше «умножали» мужских особей, то есть, «коней». И получалось так: «один – конь, десять – коней». А сейчас мы скажем: «один – конь, десять – лошадей». То есть о нескольких животных стали говорить в женском роде. И это не зависит от того, кто на самом деле в табуне – мальчики или девочки.
Пока я пытался понять загадку о превращении коня в лошадей, насобирал целую «лошадиную палитру» выражений.
Например, я заметил, что бывают люди пешие, а бывают – «конные». Причем пешие – это всегда «безлошадные». Слышите? Конные и безлошадные. Получается, если у тебя есть животное, значит, можешь говорить о нем, как о мальчике, а нету, то только как о девочке. Попробуй сказать наоборот – рассмешишь людей.
А как называется профессия человека, который заботится о лошадях? Или всё-таки о конях?
Да, это «конюх», а не «лошадник».
А дом для этих животных? Конечно, «конюшня», но никак не «лошадюшня»! Почему именно так? Не знаю.
А еще – «конница», а не «лошадница». Но это легкая загадка. Знаете её? Дело в том, что из табуна «в армию брали» только мужских особей, то есть коней! Быстрых, смелых, напористых! А лошади оставались дома: таскать грузы, пахать, возить людей – то есть работать. Есть даже такой вид животного как «ломовая лошадь». Специальная порода для тяжелых работ. Я встречал её однажды! Та еще громадина!
Кстати, лошади трудились не только на полях и заводах. Еще они таскали за собой по улицам прародителей сегодняшних трамваев. Правда-правда! Такую лошадь называли «конкой». Заметили? Снова «конь». Куда же делась «лошадь», которая на самом деле была дежурной по всем хозяйственным делам сразу?
Ответ я нашёл в одной старой книжке. Оказывается, слова «конь» и «лошадь» родом из разных древних языков. И наши предки не могли определиться, какое же из них лучше говорить. Поэтому вставляли во фразы то одно, то другое. Так они оба и прижились в речи. А уж где, какое – пойди теперь, разберись.
Не всем языкам повезло с таким разнообразием. В английском, например, есть только одно название. И никаких словесных превращений. Скучно. Но это далекий язык, непохожий на наш. А возьмем, например, украинский или белорусский – интуитивно понятные и созвучные русскому. Казалось бы, там должны быть и «кони» и «лошади». Но нет! Только одно! Оно произносится почти как «конь». И никаких тебе «лошадей».
Еще есть песня «Распрягайте, хлопцы, кОней».
Ага! Вот и снова привет от моего деда! Всё-таки «кОней», а не «конЕй»!
Светлой памяти моего брата и деда.
©Мила Тамарина
https://zen.yandex.ru/media/rasskazki/koni-60be30f061893124cb9ed59a
#кони #рассказ #милатамарина
Нет комментариев