К вопросу о крёстных
Когда крестят ребёнка – кого-то из взрослых приглашают стать крёстным.
Но что делать, если вдруг изменятся его отношения с родителями крещаемого ребёнка? Для этого нужно понимать, что из себя представляет задача крёстного.
Когда человек принимает крещение – он сознательно отрекается от того, что связывает его с сатаной, который воплощает собой зло и грех, и человек добровольно сочетается со Христом, а также со всем тем, что несут Христовы заповеди – свет и любовь.
"...после чтения запретительных молитв, происходит обряд отречения от сатаны. Крещаемый или крестный с младенцем на руках обращается на запад, который символизирует собой область врага рода человеческого. Священник трижды спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны?», на что они трижды должны ответить: «Отрицаюся». Очень важно, чтобы человек, говоря о том, что он отрекается от сатаны, понимал, о чем он говорит. Ведь что такое отречься от сатаны, от всей гордыни, от служения ему? Служение сатане есть грех, который человек совершает. Поэтому, когда он отрекается от служения сатане, он отрекается от греха, от жизни по страстям, и если потом он сознательно продолжает жить во грехе, это значит, что в момент Крещения он обманул Церковь и Бога. И если человек в момент Крещения не понимал, что он говорит, то потом он может сказать: «Я обещал, но не знал, что обещал».
Далее священник говорит: «И дуни, и плюни на него», и крещаемый совершает символическое дуновение и плюновение в знак своего отторжения от сопротивной силы.
Затем происходит обряд сочетания со Христом, когда крещающийся или восприемник обращаются лицом на восток и трижды отвечают на вопросы: «Сочетаваеши ли ся Христу?» — «Сочетоваюся».— «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетахся».— «И веруеши ли Ему?»— «Верую Ему, яко Царю и Богу». При этом важно понимать, что сочетание со Христом — это есть жизнь по воле Христовой, жизнь, в которой человек изо всех сил старается поступать, действовать по законам Евангелия. В сущности, если человек говорит о том, что он сочетается и сочетался, а Евангелие при этом не читал, значит, он не знает, что говорит, не знает, что обещает. Чин оглашения завершается прочтением молитвы Символ веры — общим выражением веры Православной Церкви. Теперь крещаемый готов совершить самый серьезный поступок в жизни — принять Таинство Крещения..."
Понятно, что человек, который прошёл определённую подготовку ко Крещению, может обеты эти произнести сознательно.
Ребёнок же, тем более новорожденный, таких обетов сознательно произнести не может.
Но в течение исторического процесса Церковью всё-таки было принято решение совершать крещение над детьми, чтобы те, в случае смерти, не остались без святого Крещения.
Вопрос обетов решили следующим образом. За ребенка эти обеты даёт взрослый. Взрослый, давший обет за ребёнка, берёт на себя те самые обязанности способствовать духовному просвещению этого ребенка. То есть, взрослый, становясь крёстным, старается доносить до ребёнка, по мере взросления, христианские представления о жизни. Он способствует формированию в ребёнке христианского образа жизни, христианской картины мира, христианского миропонимания.
Впоследствии так сложилось, что задача крёстного стала пропадать из поля зрения.
После 1917-го те, кто понимал вообще суть Православие, были уничтожаемы.
В 90-е годы традиция начала восстанавливаться, но, конечно, многое восстанавливается практически с нуля. Некоторые идеи Православия, в социальной современности, не всегда реализуются в том виде, в каком они были задуманы изначально.
Соответственно, некоторые люди воспринимают свою задачу крёстного как того, кто будет ребёнку дарить подарки и т.п. В общем, у ребёнка появится ещё один значимый взрослый. Это, может быть, кстати, и неплохо.
Но надо понимать, что такой подход не соответствует тому, что изначально задумывалось в отношении крёстного.
Ещё здесь надо учесть и такое обстоятельство. Родители ребёнка, приглашая его на роль крёстного для своего ребёнка, не всегда готовы допускать этого взрослого до воспитания своих детей. То есть, взрослый захочет вместе с ним, с ребёнком, сходить на Причастие, а родители могут начать ему сопротивляться. Или они не советуются с крёстным относительно воспитания. И вообще, может быть, не хотят об этом знать в отношении воспитания своего ребёнка и, естественно, его не допускают до того, чтобы он способствовал формированию в ребёнке христианского образа жизни.
В этом случае крестный может за детей хотя бы молиться.
Есть вариант, когда родители всё-таки не совсем отвергают крёстного. Но иногда бывает ситуация, когда родители находились в дружеских отношениях с крёстным, пригласили на Крещение своего ребенка, а потом что-то изменилось… Родители стали жить более обособленно, а о крёстном они уже и знать не хотят...
В этих случаях – да, крёстный может давать о себе знать ребенку через какие-то знаки внимания, те же подарки. Может быть, это будет не совсем соответствовать сути крёстного, но всё равно это может способствовать каким-то благим плодам, потому что ребёнок, с которым крёстный сохранил связь, подрастая, может принять в крёстном того взрослого, с которым он однажды захочет посоветоваться.
Действительно, может сложиться так, что, когда ребёнок станет совершеннолетним, а родители уже не смогут целиком и полностью его контролировать и препятствовать связи с крёстным, – возможно, захочет как-то к крёстному захочет обратиться за советом. Может быть, это будет совет и в отношении какой-то христианской жизни.
Если сейчас с родителями возникли какие-то трения и с детьми, то, когда они подрастут и станут более самостоятельными – можно налаживать с ними какой-то контакт: к себе их приглашать, где-то с ними встречаться. Уже не особо завязываясь на общении с родителями, если с ними не получается какое-то совместное общение устраивать.
Если уж совсем не получается у крёстного наладить контакт с детьми – он может за них молиться. У этих детей хотя бы будет тогда молитвенник.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев