🕊
Идёт Великий пост. Верующие стараются прибегать не только к Таинствам покаяния и причащения, но и соборования. Через любое церковное таинство, если человек приступает к нему с должным духовным устроением, он получает дары, которые даёт ему Господь.
Так, в таинстве соборования человек получает дары врачевания недугов душевных и телесных. Что это за служба елеосвящение (соборование)?
🕊 АПОСТОЛЬСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Это таинство имеет древнюю традицию, ещё со времен земной жизни Иисуса Христа. Когда Он посылал Своих апостолов во все концы Палестины, для исцеления недужных. Тогда и была установлена практика помазывать болящих освящённым маслом – для исцеления и изгнания бесов. Об этом говорит апостол евангелист Марк в 6 главе Священного Писания.
Также апостол Иаков в своём послании пишет, чтобы священники помазывали болящего елеем с молитвой: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором (собранием) пресвитеров, почему оно и называется у нас ещё соборованием.
По церковному канону семь священнослужителей должны молиться над болящим семь дней подряд, читать по очереди молитвы, апостольские послания, Евангелие и семь раз помазывать больного маслом.
В современных условиях таинство было сокращено при сохранении смыслов до одного дня, часто совершается только одним священником. Во многих городах, деревнях трудно найти семь пресвитеров, которые бы могли прийти к одру больного человека и читать молитвы.
🕊 ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СОБОРОВАНИЕ?
Совершается особый чин елеосвящения (освящается оливковое или подсолнечное масло), поются богослужебные тексты, тропари, ектении, кондаки, читается канон о болящих. Мы молимся о том, чтобы Господь через помазание святым маслом исцелил всех болящих.
Священник совершает семикратно помазание освященным маслом, которое предварительно смешивается с вином. Когда Господь рассказывал притчу о добром самаритянине, Он говорил о том, что на человека, которого избили разбойники, спасший его прохожий, возлил масло и вино для исцеления и заживления ран.
В библейской притче елей и вино являются лекарствами от хворей и болезней. Поэтому елей смешивается с вином во время чтения определенной молитвы, и помазывают болящего. Читаются семь отрывков из Евангелия, семь отрывков из апостольских посланий. После этого совершается семикратное помазание тела человека: лицо, грудь, руки. Освящая всё это, Господь преображает человека, очищая его от болезни и наполняя духовным светом, духовной благодатью.
🕊 НУЖНО ЛИ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ ПЕРЕД СОБОРОВАНИЕМ?
Конечно, да. Первопричиной любой болезни является грех. А борьбой с грехом – покаяние и исповедь. Если человек провёл анализ своей жизни, раскаивается в своих грехах, осознает своё несовершенство и просит у Бога прощения, то Господь прощает его и освобождает человека от рабства греху.
Бывают случаи, когда человек не в состоянии в должной мере раскаяться, либо находясь в парализованном или коматозном состоянии, либо просто не понимает какой вред нанёс своими грехами окружающим людям. В таком случае мы можем его соборовать, понимая, что как милостивый Господь – сердцеведец видит человека, знает его сокрушенные чувства и прощает ему грехи, даже не озвученные вслух по объективным обстоятельствам.
В других же случаях, когда человек чем-то страдает и хочет получить исцеление, он должен основательно подготовиться к исповеди, причастию, затем собороваться. Любое действо от крещения до смерти, всегда должно сопровождаться покаянными молитвами и принятием Святых Христовых Таин.
Без этого всё теряет смысл, если мы соборуемся, но не исповедуемся и не причащаемся, то мы не осознаем ни нашей греховности, ни пути нашего спасения, мы не видим во всей полноте картину церковной жизни по отношению к нам. И воспринимаем соборование, как магический обряд, когда через помазание маслом, так, на всякий случай, вдруг можно выздороветь. Так не бывает.
Всё, что происходит в церкви во время таинств: от действия человека, направленного с молитвой к Богу, до ответного действия Божия – исцелить, вразумить и исправить, имеет глубокий смысл и покрыто тайной.
Слово «таинство» происходит от слова «тайна». Но это не что-то доступное только для узкого круга посвященных — тайна заключается в невидимом действии благодати Божией, которая подаётся во время таинства — человек не знает, как именно это происходит.
🕊 СЧИТАЕТСЯ ЛИ, ЧТО ВТОРОЙ СМЫСЛ СОБОРОВАНИЯ - ПРОЩЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ГРЕХОВ?
Это не совсем корректно с богословской точки зрения. Ведь на исповеди человеку прощаются не только названные грехи, но и забытые, а также не понимаемые человеком, не считаемые им за грехи поступки, мысли. Исповедь – вполне достаточное средство для прощения грехов. Соборование лишь помогает очиститься тому, кто в силу болезни не может раскаяться должным образом.
🕊 НАСКОЛЬКО СЕРЬЁЗНО ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЕН, ЧТОБЫ СОБРОВАТЬСЯ?
Действительно, часто возникают споры, кого считать болящим, в каком случае можно соборовать человека, в каком нельзя. В некоторых наших догматических произведениях, например, у святителя Петра Могилы, указано, что здорового человека категорически нельзя соборовать. У католиков и в южных провинциях Великороссии и вовсе существовала традиция соборования, как приготовление человека к смерти.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно дать определение человеку здоровому. Разве можно сегодня найти человека, лишённого телесных и душевных недугов? Если рассмотреть каждого христианина по отдельности, с точки зрения психического, физического здоровья, то здоровым не может быть признан никто, кроме самого Господа Иисуса Христа.
Даже если мы не видим телесные недуги, душевные есть у каждого. Любой человек отягощен грехом, у кого-то есть внутренние болезни, о которых он ещё не догадывается. Запретить человеку собороваться просто потому, что он внешне молодой, здоровый и красивый, нельзя. Может у него больше болезней, чем у дряхлого старика?
Священнику, не обладающему старческой прозорливостью, не под силу диагностировать заболевания пришедшего к нему. Поэтому воспринимаем любого человека, как страждущего и болящего в силу того, что человеческая природа из-за первородного греха склонна к болезням и терпению болей и скорбей.
🕊 КАК ЧАСТО МОЖНО СОБОРОВАТЬСЯ?
Когда человек заболевает, он молится об исцелении, просит прощения за свои грехи, идёт на исповедь, причастие, соборуется. Если болезнь не уходит, то собороваться от той же болезни не надо. Значит, сейчас исцеление вам не полезно или есть другая причина. Господь лучше знает. Механически, без особой веры, снова и снова собороваться не нужно. Молитесь Богу о вразумлении.
🕊 МОЖНО ЛИ СОБОРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОМАТОЗНОМ СОСТОЯНИИ, КОТОРЫЙ В ЗДРАВОМ УМЕ И ТВЁРДОЙ ПАМЯТИ НЕ ХОДИЛ В ХРАМ?
Случается, что родственники лежащего в реанимации в беспамятстве больного, приглашают священника соборовать его. Находясь в сознании, этот человек категорически отказывался от приглашения священника и от принятия Святых Христовых Тайн. Однако после попадания в реанимацию родственники считают правильным его «быстренько и незаметно пособоровать».
Этим обращением они демонстрируют своё неправильное отношение к таинству – насильно втянуть в Царство Небесное не получится. Не надо было дожидаться крайнего недееспособного состояния родного человека, чтобы воцерковить его. Если человек никогда в жизни не исповедовался, нет никакого смысла его соборовать.
🕊 С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО БРАТЬ РЕБЁНКА В ХРАМ НА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ?
Соборовать детей не принято. Им трудно выстоять несколько часов с верой и мольбой. Если это тяжело больные дети, то мы молимся об их здравии на каждой Божественной литургии, причащаем их, совершаем молебны. Если дети старше 7 лет, исповедуем. Бывает, что ребёнок еженедельно ходит в храм, посещает воскресную школу, воцерковлен, вдруг он заболел и сам просится на елеосвящение, пусть поучаствует.
🕊 БЫЛИ ЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ СОБОРОВАНИЯ ВЫЗДОРОВЕЛ НА ГЛАЗАХ СВЯЩЕННИКА?
О действенности таинства может рассказать любой священник, который неоднократно наблюдал исцеление, по крайней мере, отступление болезни. Иногда пригласят соборовать в онкологическое отделение, смотришь на болящего с запущенной стадией рака, и думаешь, вот-вот об упокоении надо будет молиться. А через пару месяцев человек на своих ногах в храм приходит бодрый.
«По вере вашей да будет вам». Каждый человек должен уповать на волю Божию. Во время соборования Господом даётся помощь и благодатное исцеление.
🕊 КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЛЕЙ И ПШЕНИЦУ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПОСЛЕ СОБОРОВАНИЯ?
Масло используется дома для помазания самого себя для исцеления или перед трудным рабочим днём. Елей во время таинства делается, по сути, именным (многократно во время молитв называются имена, участвующих в таинстве), поэтому другим его передавать нецелесообразно. Пшеница, другое зерно потребляют в пищу. Также как любой освященный продукт – это радостное дополнение к трапезе.
Свеча, которую человек держал во время таинства, не обладает каким-то особым свойством. Это символ нашей молитвы к Богу, горячей веры. Можно принести домой, можно поставить в храме перед иконой любимого святого.
***
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев