Проект 705
По результатам анализа нескольких вариантов общей архитектуры был выбран наиболее удачный. АПЛ
проекта 705 предполагалось строить по двухкорпусной одновальной схеме. Для улучшения
гидродинамических характеристик и повышения скорости подводного хода к проекту привлекли
специалистов московского филиала ЦАГИ. Группу ученых-гидродинамиков, занимавшихся расчетом облика
перспективной подлодки, возглавил К.К. Федяевский. В результате появилась рекомендация выполнить
корпус лодки в виде тела вращения с небольшим обтекаемым ограждением рубки на верхней части.
В качестве основного материала для конструкции корпусов предлагались сталь и титан. В течение
некоторого времени параллельно шла разработка двух вариантов корпуса, отличавшихся лишь материалом.
Титановый корпус имел лучшие характеристики в сравнении со стальным. Поэтому проектирование
последнего прекратилось, а титан стал основным материалом корпуса подлодки. В процессе разработки
титанового корпуса активное участие приняли специалисты ЦНИИ металлургии и сварки во главе с
академиком И.В. Горыниным.
Внутренний объем прочного корпуса при помощи герметичных переборок разделили на шесть отсеков. При
этом третий отсек, в котором размещались бытовые помещения и главный командный пункт, имел
переборки сферической формы. Благодаря этому третий отсек мог выдерживать такое же давление воды,
как и сам прочный корпус. Еще одной мерой, принятой для обеспечения безопасности экипажа, стала всплывающая рубка. В случае аварии рубка могла стать спасательной камерой для всего экипажа.
Конструкция рубки позволяла всплывать с предельной глубины и при большом крене или дифференте.
Предварительный проект перспективной АПЛ подразумевал сокращение экипажа до 16 человек. Однако
отсутствие ряда важных приборов, способных взять на себя часть работы экипажа, привело к
значительным изменениям. По требованию флота экипаж увеличили до 29 человек, а затем довели до
окончательного значения – 32 офицера и мичмана. Запасов продовольствия должно было хватать на
автономное плавание продолжительностью до 50 суток.
Надводное водоизмещение подлодки проекта 705, согласно расчетам, должно было превысить 2250 тонн,
подводное – 3180 т. Максимальная длина подлодки составила 79,6 метра, ширина корпуса – 10 метров. На
ранних стадиях проекта предполагалось, что водоизмещение субмарины не превысит 1500-2000 тонн.
Требования по максимальной скорости подводного хода с учетом габаритов и веса лодки потребовали
создать новую мощную энергетическую установку. Из нескольких вариантов был выбран вариант с одним
реактором, использующим жидкометаллический теплоноситель. По сравнению с существовавшими на тот
момент водо-водяными реакторами такая энергетическая установка получалась компактнее и легче.
Согласно расчетам, экономия веса достигала 300 тонн.
Реактор ОК-550, разработанный в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова, установили на
балочном фундаменте, применявшемся в предыдущих проектах. Для турбозубчатого агрегата с мощностью
на валу до 40 тыс. л.с. была разработана новая амортизационная установка, что позволило снизить уровень
шума, производимого подлодкой. Еще несколько шумных агрегатов установили на отдельных
пневматических амортизаторах. Основой электрической системы подлодки стали два генератора
мощностью по 1500 кВт (напряжение 400 В, частота 400 Гц). Кроме того, лодку оснастили
вспомогательным дизель-генератором (500 кВт) и аварийной аккумуляторной батареей.
Комментарии 1