На рубеже 1960-70х годов в Советском Союзе появились опытные разработки по теме
тяжелых торпед, наводящихся по кильватерному следу вражеских кораблей.
Примерно в это же время на вопрос военного корреспондента: «Как вы собираетесь
защищать авианосцы от русских супер-торпед?» один из высокопоставленных
представителей ВМС США дал простой и лаконичный ответ: «Поставим по крейсеру в
кильватер каждого авианосца».
Тем самым, янки признали абсолютную уязвимость авианосных группировок перед советским
торпедным оружием и выбрали из двух зол оптимальный, на их взгляд, вариант:
использовать собственный крейсер в качестве «живого щита».
Собственно, выбирать ВМС США было особо не из чего – 11-метровый боеприпас 65-76 «Кит»
калибра 650 мм, более известный, как «советская толстая торпеда», не оставил
американским морякам никакого выбора. Это – неотвратимая смерть. Ловкая и длинная
«рука», позволявшая держать за горло флот «вероятного противника».
Советский Военно-Морской Флот приготовил для врага «прощальный сюрприз» - два
альтернативных финала морского боя: получить в борт полтонны тротила и провалиться в
бездонную морскую пучину, кувыркаясь и захлебываясь в стылой воде, либо найти быструю
смерть в термоядерном пламени (половина «длинных торпед» оснащалась СБЧ).
Феномен торпедного оружия
Всякий раз, обращаясь к теме противостояния ВМФ СССР и ВМС США, авторы и участники
дискуссий отчего-то забывают, что помимо существования противокорабельных крылатых
ракет, в морской войне имеется еще одно специфическое средство – минно-торпедное
оружие (Боевая Часть-3 согласно организации отечественного ВМФ).
Современные торпеды представляют не меньшую (и дальше большую) опасность, что
сверхзвуковые ПКР – в первую очередь, ввиду своей повышенной скрытности и мощной
боевой части, в 2-3 раза превышающей по массе БЧ противокорабельных ракет. Торпеда
менее зависима от погодных условий и может применяться в условиях сильного волнения и
шквальных порывов ветра. Кроме того, идущую в атаку торпеду гораздо сложнее уничтожить
или «сбить с курса» постановкой помех – несмотря на все усилия по противодействию
торпедному оружию, конструкторы регулярно предлагают новые схемы наведения,
обесценивающие все предыдущие усилия по созданию «противоторпедных» заслонов.
В отличие от повреждений, вызванных попаданием ПКР, где еще актуальны такие проблемы,
как «тушение пожаров» и «борьба за живучесть», встреча с торпедой ставит перед
несчастными моряками простой вопрос: где спасательные плотики и надувные жилеты? –
корабли класса «эсминец» или «крейсер» просто разламываются пополам от взрыва
обычных торпед.
Причина ужасного разрушительного действия торпеды очевидна – вода является
несжимаемой средой, и вся энергия взрыва направлена внутрь корпуса. Повреждения в
подводной части не сулят морякам ничего хорошего и, обычно, приводят к быстрой гибели
корабля.
Наконец, торпеда – основное оружие подводных лодок, а это превращает её в особенно
опасное средство морского боя.
Русский ответ
В годы Холодной войны на море сложилась весьма абсурдная и неоднозначная ситуация.
Американский флот, благодаря палубной авиации и совершенным ЗРК, сумел создать
исключительную по своей прочности морскую систему ПВО, делавшую американские эскадры
практически неуязвимыми для средств воздушного нападения.
Русские поступили в лучших традициях Сунь Цзы. Древний китайский трактат «Искусство
Войны» гласит: иди туда, где меньше всего ждут, атакуй там, где хуже подготовились.
Действительно, зачем «лезть на вилы» палубных истребителей и современных зенитных
комплексов, если можно ударить из-под воды?
В этом случае АУГ теряет свой главный козырь – подлодкам совершенно безразлично,
сколько на палубах «Нимицев» перехватчиков и самолетов дальнего радиолокационного
обнаружения. А применение торпедного оружия позволит избежать встречи с грозными
системами ЗРК.
Комментарии 1