Также в составе ракетного комплекса была аппаратура предстартового контроля, приборы корабельные
системы управления ракетным огнем, связанные с ГАК, комплексом управления навигационным
комплексом, торпедной стрельбой, а также стабилизатором управления глубиной и курсом.
Пусковой установкой обеспечивалось хранение, транспортировка, дистанционная предстартовая
подготовка и старт КР без доступа в контейнер. Крылатые ракеты принимались на борт субмарины в
окончательно снаряженном состоянии для старта. Обеспечивалось надежное хранение ракет и их запуск в
течение трех месяцев пребывания в походе.
Весь ракетный боекомплект выпускался в двух залпах. Интервал между ними составлял три минуты
(специалисты считали, что это являлось значительным тактическим недостатком проекта, который
затруднял эффективное применение атомных подлодок с крылатыми ракетами по основным целям, то есть
авианосцам противника).
В носовой оконечности субмарины размещалось 4 торпедных аппарата калибра 533 мм (суммарный
боекомплект составлял 12 торпед), обеспечивающих огонь с глубин менее 200 метров. Для управления
торпедной стрельбой служила автоматизированная система «Ладога-П-661».
Технические характеристики атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 661:
Наибольшая длина – 106,9 м;
Наибольшая ширина – 11,5 м;
Средняя осадка – 8,1 м;
Нормальное водоизмещение – 5197 м3;
Полное водоизмещение – 7000 м3;
Предельная глубина погружения – 400 м;
Максимальная скорость подводного хода – 44,7 узла;
Надводная скорость – 19,0 узлов;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 80 человек.
На испытаниях субмарина К-162 продемонстрировала отличные маневренные качества в горизонтальной и
вертикальной плоскостях. Обладая уникальными маневренными и скоростными характеристиками,
сочетающимися с мощным ГАК, который обладает большой дальностью обнаружения, атомная подводная
лодка с крылатыми ракетами 661-го проекта была способна осуществить быстрое развертывание в районе
боевых действий, и выбрать выгодную позицию, чтобы использовать оружие и произвести повторную
атаку, что расширяло боевые возможности судна по сравнению с атомными подлодками других проектов.
Лодка являлась своеобразной лабораторией, где в натурных условиях осуществляли отработку новых
образцов вооружения и оружия. Многое из того, что создали для данной опытной подлодки, в дальнейшем
использовали на новых субмаринах других проектов.
Опытная эксплуатация подводной лодки началась в 1970 г. и закончилась в декабре 1971-го года. К-162 в
сентябре того же года вышла на боевую службу, в ходе которой субмарина прошла в район экватора до
Бразильской впадины от Гренландского моря. В ходе данного перехода подлодка выполняла ряд задач
совместно с надводными кораблями и другими подлодками. Велось сопровождение авианесущего судна
«Саратога». При этом корабль ВМС США несколько раз пытался оторваться от подлодки, развивая скорость
больше 30 узлов, но достичь желаемого результата не удалось. Кроме того, атомная подлодка,
осуществляя маневры, иногда опережала американское судно. За два с половиной месяца похода, лодка
поднималась на поверхность всего лишь раз.
К-162 после завершения опытной эксплуатации в Северодвинске прошла ремонт. В 1974 году она
вернулась в состав ВМФ.
На Западе субмарина проекта 661получила название «Папа» (Papa). В советском флоте субмарину
называли «Золотой рыбкой» (раньше это престижное прозвище носила атомная подводная лодка проекта
645).
Первоначально предполагалось, что после того как была построена головная (опытная) субмарина проекта
661 последует закладка 10 серийных судов данного типа. Однако в дальнейшем количество серийных
подлодок с крылатыми ракетами сократили до пяти, позднее до трех, а в новом пятилетнем плане,
принятом в 1964 году, вообще решили ограничиться строительством одной субмарины проекта 661. Данное
решение в значительной степени объяснялось нехваткой титана в стране и технологическими трудностями,
затягивающими сроки строительства уникального корабля.
В1970 г. опять обсуждался вопрос о закладке серии усовершенствованных подлодок с КР – проект 661М.
Проработали три варианта подлодки, отличающихся водоизмещением (5197 – 6208 тонн), подводной
скоростью (от 39 до 42 узлов), главной энергоустановкой (от 43000 до 55000 л.с.) и др. параметрами. Но к
этому времени развернули серийное строительство не обладавших настолько высокими скоростными
характеристиками, однако значительно более малошумных и дешевых подлодок проекта 670, имеющих
соизмеримую ударную мощь. Также, требовалось внесение значительных изменений в систему управления
ракетным огнем ПЛАРК проекта 661.
Флот не удовлетворяла и высокая шумность подлодки при движении под водой. Повышенный уровень
акустических помех стал причиной затруднений в работе ГАК. В данных условиях было решено отказаться
от серийного производства атомных подлодок на основе проекта 661. Также не получили развития
предложения по модернизации подлодки К-162, которые включали установку ракетного комплекса П-120 с
дальнейшей заменой комплексом «Гранит».
ПЛАРК К-162 в 1978 году была переименована в К-222. В составе Северного флота К-222 находилась
вплоть до 1988 г., после чего ее вывели в резерв, и в дальнейшем — передали на утилизацию.
Источник:
http://topwar.ru/print:page,1,18541-atomnye-podvodnye-lodki-s-krylatymi-raketami-proekt-661.html
#Проект661 #анчар #К222 #ЗолотаяРыбка #ттх #рекорды #ПодводныйФлот
Нет комментариев