Шпангоуты прочного корпуса выполнялись из сварных симметричных тавровых профилей.
Для межотсечных переборок использовалась 12 миллиметровая сталь АК-29. Для легкого
корпуса использована сталь ЮЗ.
На подлодке устанавливалось мощное размагничивающее устройство, которое обеспечивало
стабильность магнитного поля. Также, принимались меры направленные на снижение
магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, выступающих частей, рулей и
ограждения выдвижных устройств. Для снижения электрического поля подлодки впервые
применили систему активной компенсации поля, которое создавалось гальванической парой
«винт-корпус».
Главная энергоустановка номинальной мощностью 52 тыс. л. с. включала пару автономных
блоков правого и левого бортов. В состав каждого блока входили водоводяной реактор
ВМ-2-4 (мощностью 89,2 мВт), паротурбинная установка ОК-700 с турбозубчатым агрегатом
ТЗА-635, турбогенератор с автономным приводом. Кроме того имелась вспомогательная
энергоустановка, которая служит для расхолаживания и пуска главной энергоустановки,
снабжающая подлодку электроэнергией при авариях и обеспечивающая, при необходимости,
движение судна в надводном положении. В состав вспомогательной энергоустановки
входили два дизельных генератора постоянного тока ДГ-460, две группы свинцово-
кислотных аккумуляторных батарей (в каждой по 112 эл. 48-СМ) а также два реверсивных
гребных электродвигателя «подкрадывания» ПГ-153 (мощность каждого 225 кВт). В день
принятия головной ПЛАРБ проекта 667-А на вооружение (на борту судна среди прочих
присутствовал главный конструктор проекта) на максимальных оборотах достигли скорости
28,3 узлов, что на 3,3 узла превышало заданную скорость. Таким образом, новый
ракетоносец по своим динамическим характеристикам фактически сравнялся с основными
потенциальными противниками в «подводных дуэлях» – противолодочными атомоходами типа
«Стёрджен» и «Трешер» (30 узлов) ВМС США.
Два гребных винта по сравнению с атомными подлодками предыдущего поколения имели
пониженный уровень шумности. Чтобы снизить гидроакустическую заметность фундаменты
под главными и вспомогательными механизмами покрывались вибродемпфирующей резиной.
Звукоизолирующей резиной был облицован прочный корпус подлодки, а легкий корпус был
покрыт нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым
покрытием.
На подлодке проекта 667-А впервые применили электроэнергетическую систему переменного
тока напряжением 380В, которая питалась лишь от автономных электрогенераторов. Таким
образом, повышалась надежность электроэнергетической системы, увеличивалась
продолжительность работы без обслуживания и ремонта, а также позволяло
трансформировать напряжение для обеспечения разных потребителей субмарины.
Подводный крейсер был оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС)
«Туча». «Туча» стала первой советской многоцелевой автоматизированной корабельной
системой, обеспечивающей применение торпедного и ракетного оружия. Кроме того, данная
БИУС собирала и обрабатывала информацию об окружающей обстановке и решала
навигационные задачи. Чтобы предотвратить провал на большую глубину, способный
привести к катастрофе (по мнению специалистов это послужило причиной гибели атомной
подлодки «Трешер» ВМС США) на ПЛАРБ проекта 667-А впервые реализовали комплексную
систему автоматизированного управления, обеспечивающую программное управление
судном по глубине и курсу, а также стабилизацию по глубине без хода.
Основным информационным средством субмарины в подводном положении был ГАК «Керчь»,
который служил для освещения подводной обстановки, выдачи при торпедной стрельбе
данных целеуказания, поиска мин, обнаружения гидроакустических сигналов и связи.
Станция была разработана под руководством главного конструктора Магида М.М. и работала
в режимах шумо- и эхопеленгования. Дальность обнаружения от 1 до 20 тыс. м.
Средства связи – ультракоротковолновые, коротковолновые и средневолновые
радиостанции. Лодки были оснащены выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа
«Параван», которая позволяла принимать сигналы спутниковой навигационной системы и
целеуказания, на глубинах менее 50 метров. Важным новшеством стало применение (на
подлодках впервые в мире) аппаратуры ЗАС (засекречивания связи). При использовании
данной системы обеспечивалось автоматическое шифрование сообщений, которые
передавались по линии «Интеграл». Радиоэлектронное вооружение состояло из ответчика
РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ» (на подводной лодке установленный впервые), поисковой РЛС
«Залив-П» и РЛС «Альбатрос».
Основное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А
состояло из 16 жидкостных одноступнчатых баллистических ракет Р-27 (инд. ГРАУ 4К10,
западное обозначение – SS-N-6 «Serb», по договору ОСВ – РСМ-25) с максимальной
дальностью 2,5 тыс. км, установленных в два ряда в вертикальных шахтах за ограждениями
рубки. Стартовая масса ракеты – 14,2 тыс. кг, диаметр – 1500 мм длина – 9650 мм. Масса
головной части – 650 кг, круговое вероятное отклонение – 1,3 тыс. м, мощность 1 Мт.
Ракетные шахты диаметром 1700 мм, высотой 10100 мм, выполненные равнопрочными с
корпусом подлодки, располагались в пятом и четвертом отсеках. Для предотвращения
аварий в случае поступления в шахту компонентов жидкого топлива при разгерметизации
ракеты были установлены автоматизированные системы газового анализа, орошения и
поддержания в заданных параметрах микроклимата.
Пуск ракет осуществлялся из затопленных шахт, исключительно в подводном положении
подлодки, при волнении моря менее 5 баллов. Первоначально запуск производился
четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между запусками в
залпе равнялся 8 секундам: расчеты показывали, что подлодка по мере отстрела ракет
должна постепенно всплывать, а после старта последней, четвертой, ракеты – выходить из
«коридора» стартовых глубин. После каждого залпа необходимо было около трех минуты для
того, чтобы вернуть подлодку на исходную глубину. Между вторым и третьим залпом нужно
было 20-35 минут для перекачки в ракетные шахты воды из цистерн кольцевого зазора.
Данное время также использовалось для дифферентовки субмарины. Но реальные стрельбы
выявили возможность проведения первого восьмиракетного залпа. Такой залп впервые в
мире выполнили 19 декабря 1969 года. Величина сектора обстрела субмарины проекта 667-А
равнялась 20 градусам, широта точки старта должна была быть менее 85 градусов.
Торпедное вооружение – четыре носовых 533-миллиметровых торпедных аппарата,
обеспечивающих максимальную глубину осуществления стрельбы до 100 метров, два
носовых торпедных аппарата калибра 400 мм с предельной глубиной ведения огня 250
метров. Торпедные аппараты имели системы электродистанционного управления и быстрого
заряжания.
Субмарины проекта 667-А были первыми ракетоносцами, которые получили на вооружение
ПЗРК (переносной зенитной ракетный комплекс) типа «Стрела-2М», который предназначен
для обороны всплывшего судна от вертолетов и низколетящих самолетов.
В проекте 667-А значительное внимание уделили вопросам обитаемости. Каждый отсек была
оснащен автономной системой кондиционирования воздуха. Кроме этого реализовали ряд
мер для снижения акустического шума в жилых помещениях и на боевых постах. Личный
состав субмарины размещался в маломестных кубриках или каютах. На судне была
организована офицерская кают-компания. Впервые на подлодке предусматривалась
столовая для старшинского состава, быстро трансформирующаяся в кинозал или спортзал. В
жилых помещениях все коммуникации убирались под съемные спец. панели. В целом стратегического назначения), что подчеркивало отличие данных субмарин от ПЛАРБ 658-го
проекта. Своей мощью и размерами лодки производили на моряков огромное впечатление,
поскольку раньше они имели дело только с «дизелюхами» или значительно «менее
солидными» субмаринами первого поколения. Несомненным достоинством новых кораблей
по сравнению с судами 658-го проекта, по мнению моряков, был высокий уровень комфорта:
«индустриальные» пестрые интерьеры с переплетением трубопроводов и разноцветных
жгутов уступили место продуманному дизайну светло-серых тонов. Лампы накаливания были
заменены люминесцентными светильниками «входящими в моду».
За внешнее сходство с американскими атомными подлодками с баллистическими ракетами
«George Washington» новые ракетоносцы на флоте окрестили «Ваньками Вашингтонами». В
НАТО и США им присвоили название Yankee class.
Нет комментариев