4. История проекта:
В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса
Delta) началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей
создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также
ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем
скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог
выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская
система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р,
находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало
от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.
Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер — проект 941,
шифр «Акула» (по классификации НАТО-“Typhoon”) — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря
1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию
и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым
генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного
конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов. Однако с учетом
того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с МБР, создание новой стратегической
ядерной системы морских МБР, как кажется сегодня, было явным излишеством.
Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной
морской баллистической ракетой (комплекс Д-11) на твердом топливе, а также американский опыт (к
которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим
уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го
поколения твердо-топливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить
время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного
оборудования, отказавшись от ряда систем - газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора
водой, орошения, слива окислителя и т.п.
Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения
подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П.
Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в
сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого
комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного
базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый
двигатель первой ступени.
Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную
баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам
предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные
характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО
предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных
компоновочных решений.
ПЛАРБ пр.941 оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных
трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых
ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая ракета несёт
разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100
килотонн каждая. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы
с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Дальность пуска - 8,300 (по др. данным -
до 10000) км вероятное отклонение - 500 м. Масса ракеты - 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты
SS-N-20 Sturgeon ("осетр"). При проектировании на ПЛ предусматривалось размещение боекомплекта
в 24 ракеты, однако Главнокомандующий ВМФ, адмирал Советского Союза С.Г. Горшков решил
ограничится 20 ракетами.
Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке
К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984
году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально
принят на вооружение ВМФ.
Старт всего боекомплекта осуществляется одним залпом, с минимальными интервалами между
пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям
на поверхности моря), а также из надводного положения. Для минимизации габаритов ракеты
двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки. Для комплекса Д-19
создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой
установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь
специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты. Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового
аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг
ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном
участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального
двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.
По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого
противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых,
главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной
плоскости (наибольший диаметр - 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.
Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В
носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий
размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого,
переход из корпуса в корпус.
Вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, В
качестве боеприпасов могут применяться практически все типы торпед и ракето-торпед данного
калибра. Боекомплект состоит из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР "Водопад" и
ракето-торпед “Шквал”. Также ТА могут применяться для постановки мин. Кроме того, для защиты в
надводном положении от низколетящих целей имеются 2 контейнера для хранения ПЗРК “Игла” (один
располагался в кормовой части ограждения выдвижных устройств, а второй – в надстройке за
носовым аварийным буем). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодок 941-
го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны,
способного применяться из подводного положения.
Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК. Позади шахт, над главными корпусами в
диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль,
состоящий из двух отсеков - ГКП и отсек радиотехнического вооружения. В корме, между главными
корпусами, расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус.
Всего на ПЛАРБ - 19 отсеков. Такое оригинальное "катамаранное" конструктивное решение
продиктовано, в основном, невозможностью "вписать" в прочный корпус ракетные шахты, поскольку
размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать, что их стартовый вес
составил более 9О т. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы
корабля.
Комментарии 1