О бесстыдстве честности
⠀
В стриме на «Спасе» о.Савва Мажуко высказал весьма важную мысль общего характера в контексте темы скорби о трагедии.
Это небольшое его размышление, которое я собрала из последовательных цитат, на мой взгляд, раскрывает для каждого христианина святоотеческий принцип хранения совести по отношению к себе, ближним, не только к вещам.
Хранение совести по отношению к себе - это хранение своих чувств прежде всего.
⠀
Поэтому, мысль о.Саввы важна не только в узкой теме скорби, но и вообще в теме проявления любых чувств, в тч и в нашем общении с ближними, когда мы хотим обличать, раскрывать правду или ищем справедливости - желая казаться честными и открытыми, бравируя даже этим, мы забываем о целомудрии проявления своих чувств и благородные порывы превращаются в бесстыдство и обличение внутреннего неустройства и распущенности самого человека, который пытается быть честным и справедливым.
⠀
«Мы сейчас живём в такое время, когда люди уже даже не замечают, насколько мы привыкли срывать покровы, обнажаться, обнажать свои чувства. Сейчас очень популярно непременно быть честным, искренним, открытым - самым честным, самым открытым, самым правдивым.
Но за этим очень часто кроется бесстыдство.
[...]
Слово или понятие «распущенность» я употребляю в широком смысле. Т.е есть распущенность даже в благородных порывах. Есть распутство в мыслях, распутство в чувствах, даже распутство в жалости. Бесстыдство в сочувствии.
Даже в таких благородных порывах [как скорбь] - здесь тоже требуется сдержанность, целомудрие».
⠀
«Понятие целомудрия скорби, сдержанности благородной - это интуиция очень древняя, потому что люди понимали, что здесь, если ты позволишь себе отдаться чувствам, какой-то несдержанности, т.е ты перейдёшь границу, в этом благородном порыве на самом деле - ты тем самым становишься на путь разврата. Это звучит очень странно: ну как это? - скорбь по усопшим, это же благородный порыв!...
И даже здесь, человек настолько повреждён, что даже в этом ты можешь встать на путь разврата. А разврат - это саморазрушение. Разврат - это самоуничтожение, это самоубийство».
⠀
Источник цитаты: https://rutube.ru/video/fd465605d516779a7a784027a745c19d/?r=a#вязьжизни_obright
Комментарии 32
И такая цитата:
⠀
«Согласно православному учению, Бог свят и, следовательно, не может быть равнодушен к добру и злу. Именно поэтому Он ограничивает проявление зла в мире. Но поскольку Бог всеблажен и все силы Его находятся в гармоничном соответствии, любовь в Боге ни в коей мере не противоречит справедливости. Можно сказать, что любовь Божия справедлива, а правда Божия одушевлена любовью, потому что любовь без правды вырождается в благодушие, сентиментальность и откровенное попустительство греху, а правда без любви оборачивается жестокостью».
⠀
Если кратко, то:
«Врач без любви рвач
Учитель без любви - мучитель
Поп - толоконный лоб»
⠀
Причём здесь Бог?
Притом, что в каждом из нас - образ Божий.
А, значит, если мы хотим быть честными и говорить правду всем, то призываемся прежде научиться достигать праведности - единства в себе этого рвения пр...ЕщёКогда изучаешь Догматическое Богословие, там есть раздел о свойствах Божиих. Так вот, есть такая тема: «Благость и правда Божии в их соотношении».
И такая цитата:
⠀
«Согласно православному учению, Бог свят и, следовательно, не может быть равнодушен к добру и злу. Именно поэтому Он ограничивает проявление зла в мире. Но поскольку Бог всеблажен и все силы Его находятся в гармоничном соответствии, любовь в Боге ни в коей мере не противоречит справедливости. Можно сказать, что любовь Божия справедлива, а правда Божия одушевлена любовью, потому что любовь без правды вырождается в благодушие, сентиментальность и откровенное попустительство греху, а правда без любви оборачивается жестокостью».
⠀
Если кратко, то:
«Врач без любви рвач
Учитель без любви - мучитель
Поп - толоконный лоб»
⠀
Причём здесь Бог?
Притом, что в каждом из нас - образ Божий.
А, значит, если мы хотим быть честными и говорить правду всем, то призываемся прежде научиться достигать праведности - единства в себе этого рвения правды /справедливости и милости/любви. И достигается это единство через скорбный опыт познания себя немощным, нуждающимся в милости, в покрытии непригоядностей нашей души.
Не опыт саможаления, а настолько глубокий опыт боли и страдания от собственного греха и стыда, что соприкасаясь с такой же глубиной падения ближнего единственное, что рождается в нашей душе - это желание обнять и пожалеть молча...
А вовсе не бежать и не рассказывать всем о нём правду, не высмеивать, и не для того, чтобы оградить от этого грешника общество - не дай Бог, навредит как-то другим...
⠀
Если мы хотим только прямо говорить правду - открыто и жёстко - рубить правду-матку, но при этом сковав в собственном сердце железными обручами милость к ближнему, ради справедливости не молчать, то такая наша правда убийственно бесстыдна. Ибо мы, как Хам, обнажаем уже обнаженного собственной совестью или Богом ближнего, словно нам мало наготы и надо содрать с него кожу, и через это ложное чувство правды погружаемся в бесстыдство и развращаемся в этом бесстыдстве до ещё большей вседозволенности.
⠀
В этой вседозволенности и проявляется наше повреждение бесовским духом гордости - мы хотим быть праведнее Бога в Его суде и мере взыскания. Он попустил грешнику быть обличенным кем-то или ситуацией в одной мере - какую он может понести с пользой ко исправлению... но тут приходим со своей линейкой правды мы и вонзаем её в ближнего, требуя от него самораспятия до смерти - отдать весь долг до последнего кондрата.
Не так ли хотим, чтобы и с нами поступил Судья на нашем суде?
⠀
Желание видеть наготу ближнего («нагота» - понятие широкое, в т.ч и наготу души) - и есть распущенность и бесстыдство.
Это желание - признак личной утраты благодати. Ибо благодать покрывает не только твою собственную наготу, до которой внутренне обнажает грех твой дух, в силу чего совесть постоянно неспокойна, постоянно соблазняется чужим грехом; благодать покрывает и наготу ближнего для тебя, ты не только не желаешь видеть грех, но и не видишь. «Рыбак рыбака...» - это как раз про эту обнажённость славы Божией: нагой видит грех нагого не потому, что тот наг, но потому, что наг он сам.
Потому, святые не видят греха в ближних, но всех видят хорошими. Это не наивность, не закрывание глаз на грех и зло, это именно восстановление утраченного грехопадением покрова Славы Божией.
⠀
Грехопадение обнажило перед нами ближнего, обнажив не его, а нас лишив покрова.
⠀
Милость к ближнему - и есть признак единства в тебе правды и любви, признак, что в тебе образ Божий пускает корни Благодатью, уподобляет Себе.
Христианин - это святой по библейскому определению: тот, кто отделил себя от греха для Бога.
Так вот, святость - это не просто отделить себя от греха посредством честности и правды, но и осолить в себе эту ревность быть честным и правдивым милостью к себе и ближним.
⠀
Если в твоей правде о себе нет милости - ты доходишь до отчаяния в самоугрызении суда собственной совести.
Если в твоей правде о ближнем нет милости, ты убиваешь в нём дух надежды собственной гордостью, которая тебя развращает и дух ближнего взывает об отмщении: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.»
⠀
Это и есть увидеть и раскрыть в себе образ Божий - осолить свою правду милостью, и милость наполнить правдой.
https://youtube.com/shorts/CsGdd7ct6B4?si=urf-bGQFdOQc2bZz
⠀
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.»
⠀
«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.»
⠀
Но мы хотим внешне быть и вести себя, как Христос и святые, говорить, как они, без подражания им по внутреннему преображению. Поэтому, наша честность и правда убийственны в своем бесстыдстве и распущенности внутренних страстей.
Христос обращался не к человеку, а к бесовскому духу - подселенцу, потому что не просто различал дух и сердце человека и дух диавольский.
⠀
Мы говорим человеку, который нам неприятен и искушает нас, «отойди от меня сатана», но человек не только не меняется, а ещё и ожесточается, и в нос дать может...
Почему? Потому что мы не просто не видим духовный мир, но и в себе-то не научились различать грех, где воля Божия, где - наша, а где - бесовское науськивание...
⠀
Дух наших уст, которыми мы произносим слова обличения не только в грубой и резкой форме, но и в принципе - дух если и не неприязни, то и не любви к ближнему, это дух наших страстей.
Наш дух не в единстве с Благодатью Духа Святаго, не имеет Его силы и власти исправить ближнего, изменить и преобразить - коснуться его сердца.
Наш дух не наполняет дух ближнего подлинной и чистой любовью к нему, потому, он и не назидается.
Наше обличение -...ЕщёХристос говорил «отойди от меня сатана» - и человек изменялся силой Духа уст Его, властью Любви.
Христос обращался не к человеку, а к бесовскому духу - подселенцу, потому что не просто различал дух и сердце человека и дух диавольский.
⠀
Мы говорим человеку, который нам неприятен и искушает нас, «отойди от меня сатана», но человек не только не меняется, а ещё и ожесточается, и в нос дать может...
Почему? Потому что мы не просто не видим духовный мир, но и в себе-то не научились различать грех, где воля Божия, где - наша, а где - бесовское науськивание...
⠀
Дух наших уст, которыми мы произносим слова обличения не только в грубой и резкой форме, но и в принципе - дух если и не неприязни, то и не любви к ближнему, это дух наших страстей.
Наш дух не в единстве с Благодатью Духа Святаго, не имеет Его силы и власти исправить ближнего, изменить и преобразить - коснуться его сердца.
Наш дух не наполняет дух ближнего подлинной и чистой любовью к нему, потому, он и не назидается.
Наше обличение - это надмение над ближним своим опытом, знанием.. Но назидает только любовь, изнесенная из этого знания, говорит апостол.
⠀
Есть хорошее правило, и я бы назвала его общим принципом любви к ближнему; не помню, у кого встречала:
⠀
Спроси себя, чего ты хочешь: помочь или остаться правым?
У меня нету дитёф и мужа)))