ГРАЧЁВ И ГАГАРИН
Нет пределов совершенству
Тем временем Красная Армия успешно продвигалась к логову Гитлера. Оккупированные врагом территории освобождались. Возрождался Днепропетровский автозавод (ныне «Южмаш»), и Виталий Андреевич в сентябре 1944 года занял пост главного инженера этого предприятия. Здесь под его руководством были созданы первые отечественные автопогрузчики с гидроподъемником, четырехтонный грузовик ДАЗ-150 и плавающий автомобиль ДАЗ-485. При штурме водных преград он был незаменим. В конструкции трехосной амфибии Грачёв впервые в стране применил пневмогидравлический привод тормозов и шины с централизованной регулировкой давления воздуха.
СПРАВКА "МК"
<p>В марте 1965 года едва не закончился трагедией полет космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова. Возникли проблемы с приземлением. И Сергей Королёв обратился к Грачёву, который возглавлял специальное конструкторское бюро, с просьбой создать машину для поиска космонавтов – машину, которая могла бы преодолевать любые препятствия и за короткий срок добираться до мест посадки спускаемых аппаратов.</p> <p>Но что значит добраться за короткий срок? Это, прежде всего, высочайшая степень проходимости, которую Виталий Андреевич назвал абсолютной. Но автомобиль, кроме того, должен иметь чуткую радионавигационную аппаратуру и многое другое, что сократит время поиска, так как в сложных ситуациях все решают даже не часы, а минуты.</p><p>В конечном итоге под руководством Грачёва был создан поисково-спасательный мобильный комплекс ЗИЛ-49061, включающий в себя две машины. Его космонавты прозвали «Синие птицы». Одна из колесных машин комплекса была оснащена комфортабельным пассажирским салоном, медицинской аппаратурой, а другая – крановой установкой и другим оборудованием, которое применяют спасатели.</p>
За работой Грачёва внимательно следил Георгий Жуков. В 1951 году по ходатайству маршала Виталия Андреевича перевели в Москву на должность заместителя главного конструктора ЗИЛа (тогда он носил имя Сталина и был ЗИСом). После смерти вождя Виталий Андреевич стал главным конструктором.
Это был период больших творческих удач. Началось серийное производство автомобилей ЗИЛ-157, ЗИЛ-134. проектировался междугородный автобус, совершенствовались бронетранспортеры ЗИС-152, сошли с конвейера трехосные вездеходы, многоцелевой четырехосный транспортер-тягач ЗИЛ-134 с дизельным двигателем большой мощности. Тут все было уникальным: редукторы в ступицах колес, система регулирования давления в шинах, гидроусилитель руля, самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, независимая торсионная подвеска. Но нет пределов совершенству. Грачёв тут же модернизировал тягач, оснастив его двумя двигателями.
Всего, как подсчитал кто-то, Грачёв дал путевку в жизнь 88 моделям машин, впервые в мире применил пластик при изготовлении их корпуса! Одним из самых оригинальных, конечно же, был автомобиль ЗИЛ-135Л, грузоподъемность которого превышала его собственный вес. А на снегоболотоходе ЗИЛ-167 Грачёв использовал реактивный двигатель и самолетные шасси. Этот вездеход не боялся ни метровых сугробов, ни болот, ни водных преград, взбирался на крутые возвышенности. 20-тонная амфибия ЗИЛ-135П развивала на воде скорость 16,4 км/ч.
ГАЗ без Грачёва, но с Грачёвым
Несмотря на свою колоссальную занятость, Виталий Андреевич не забывал о Горьковском автозаводе, где начиналась его карьера. Немало его советов конструкторы ГАЗа учли в своей работе, руководствовались его идеями. Не учли только один.
К выпуску внедорожников здесь вернулись при Хрущёве. Никита Сергеевич пожалел номенклатурщиков, чьи «Победы» тонули в грязи российского бездорожья, и вместо строительства нормальных автодорог (это, как ему казалось, было дороже) повелел конструкторам ГАЗа создать вездеход, который мог бы передвигаться по бескрайним просторам Союза, преодолевая ямы, рытвины, буераки и другие препятствия. При этом выдвигалось условие: сделать такой вездеход вполне цивильным, так как ГАЗ-61 и ГАЗ-64 партийных бонз не удовлетворяли – слишком уж простецкие.
Руководители автозавода взяли под козырек, хотя Грачёв отнесся к этому весьма скептически и предлагал отказаться от выполнения этого задания. На ГАЗе тогда не выпускалось автомобилей, которые можно было использовать как базовые для конструирования внедорожника. И в результате появилась машина М-72. Это был гибрид кузова «Победы» с агрегатами других машин. В 1955-1958 годах этот автомобиль выпускался серийно, но в конце концов идея была признана бесперспективной.
Комментарии 1