Вокруг дома и по огороду росли около 20 плодовых деревьев. Были участки под смородиной и немного под малиной. Кажется, что тут сложного? Наполняй жестяные ведерные на 10 литров лейки-поливалки и ходи, таскайся не спеша по дорожкам, поливай, брызгай все подряд. Но эта мелкая, не пыльная, но мокренькая, в чём-то приятная работа кажется простой лишь на первый взгляд.
После ежедневного вечернего полива наступала моя очередь делать уже «мужскую», самую трудную и нудную часть вечерних работ - наполнять опустевшие бочки доверху свежей холодной водой, которую нужно было добывать из глубоченного холодного колодца. И это тоже было моим делом - доставать из колодца воротом воду с глубины около 15 метров, гремя железным ведром, привязанным металлической цепью к металлическому тросу.
Я отвечал и за то, чтобы с вечера был сделан новый запас свежей воды к очередному завтрашнему вечернему поливу. Вот и наполнял я обе опустевшие бочки. Их нужно было наполнить до самого верха холодной свежей водой, а для этого мне приходилось по 2-3 часа, иногда и более, крутить железную рукоятку ворота и ведро за ведром лить и лить воду в эти огромные ненавистные бездонные бочки. Пока дважды по 200 литров в каждую не налью, рабочая смена для меня не оканчивалась. Часто так я ворочал-крутил ворот до самых звезд на небе весь продрогший и мокрый - вода в колодце ледяная! Всё лето эта процедура требовала моих рук.
Поливали мы все вместе: и дед, и бабушка – обычными железными лейками-поливалками. Брали воду из бочек и лили по грядкам и всему зеленому окружению! Но это летом. А с осени, когда огородные дела завершались, надоевшие за лето бочки пусты и перевернуты днищами вверх, соленья и варенья закатаны в банки, все мы садились за новую учебу и школьные труды. Отпуска́ у моих дедов-учителей оканчивались. А у меня кончались каникулы и начиналось наше новое образовательное домашнее предприятие на целый учебный год!
Дед и бабушка приходили домой с работы ближе к вечеру, а я уже был к этому времени дома и их встречал. У них обоих в руках стопки тетрадей их учеников–студентов. У деда в руках ещё и старый кожаный портфель с бумагами. Дома дедушка и бабушка будут проверять письменные работы студентов и учеников, ставить в тетрадях оценки. Мы с бабушкой садились за свою домашнюю работу, за один круглый письменный стол под желтым абажуром с кисточками и занимались.
Я учил свои уроки, делал письменные домашние задания и кляксы, конечно, ставил иногда. Промокал их промокашкой и скрипел металлическим пером своей ручки по тетрадному листу, сопел и выводил буквы, палочки и кружочки, рисовал клеточки в тетрадке.
Рядом сидит бабушка, проверяет тетради своих учеников, их домашние задания и за мной приглядывает. У неё в руках тоже простая перьевая ручка и перед нами стоят чернильницы-непроливайки. Моя, с фиолетовыми чернилами, а у бабушки с красными. Мы работаем. Дед Вилли тоже будет работать так же, но только тогда, когда мы закончим и пойдем спать в свои кровати. Он будет ещё долго сидеть на нашем месте, несколько часов, но потом и он уходит в свою комнатку за печкой.
В холодное осеннее и зимнее время дед с вечера разжигает печь, принеся ведро угля и охапку дров-поленьев. Он разводит в печи огонь и дом быстро нагревается. Трубы водяного отопления будут согревать наше жилище до самого утра.
Закончив с печью, дед тоже проверяет тетради своих студентов и только потом ложится спать в своей маленькой комнатке за печкой. Перед сном он, включив свет настенной лампы-бра, долго читает. Иногда отблески света из его коморки можно видеть до самого утра. А мы с бабушкой уже спим.
Спим в большом зале дома, она на узенькой панцирной кровати, а я у противоположной стены на маленьком дерматиновом коричневом диванчике. Надо мной на полке цепочка слоников из белого, чуть желтоватого пластика. Про них говорили «под цвет слоновой кости». Тишина в доме, за окнами ночь, и все окна дома закрыты деревянными ставнями и заперты на железные затворы. Во всём порядок, как в воинской казарме. Тишина и покой.
Но ночь моя проходит, звучит голос бабушки: «Александр-Ихтиандр, подъём!». Бабушка уже энергично поднялась, надела халат, включает настенный репродуктор и под его бравурную, очень громкую музыку начинается наша с бабушкой ежедневная «утренняя гимнастика» - моё мучение! Я спать ещё хочу. Рано же! На улице ещё темно, а в доме уже прохладно, печное отопление уже не греет, печи прогорели и трубы водяного радиатора отопления остыли!
Бабушка в халате становится посреди зала на красной ковровой дорожке, подзывает и ставит меня рядом. Мы начинаем выполнять все команды радиотренера: «Встаньте ровно, раз-два! Ноги на ширине плеч, три-четыре!». И всё по порядку, начинаем разминку - глубокий вдох и полный выдох. Переходим (я перехожу) на легкий бег по кругу по комнате. Я бегаю вокруг бабушки, а она, тренер мой, высокая и стройная моя бабулечка, строго контролирует внука, меня - её подопытное, слабое пока и немного ленивое, но послушное ей существо. «Руки на пояс, начинаем делать наклоны - десять наклонов вперёд. Три - четыре! Затем влево, затем вправо». И всё под музыку и под счет. «Внимание! Теперь делаем наклоны вниз, коснитесь кончиками пальцев пола! А теперь, вытянув руки вперед, начинайте делать приседания. Три – четыре!».
«Довольно, теперь ладонями упритесь в пол, и начинаем делать отжимания от пола на вытянутые руки десять раз»…
И это всё до пота. А ещё много других упражнений одно за другим!
Так я по утрам крутился возле и вокруг тренера и воспитателя – бабушки и ждал окончания этой надоедливой физкультуры – ну, когда же она даст команду: «Всё! Стоп, Ихтиандр! На сегодня финиш! Переходим к водным процедурам! Марш умываться, чистить зубки и завтракать, а потом быстро одеваться и бегом в школу»! Слава Богу! Но…
В умывальнике–рукомойнике холоднющая, просто ледяная вода!
Но зубную щётку ждёт моя первая личная детская сладенькая и вкусная зубная паста «Ягодка», а это уже хорошо, потому что взрослым положен противный зубной порошок из картонной коробочки. Для меня порошок - довольно противное средство, которым мне ранее приходилось чистить зубы, пока не подарили ту самую детскую пасту «Ягодка» в белом алюминиевом тюбике с нарисованной красивой земляничкой на корпусе тюбика.
От физкультуры к культуре настоящей.
Вот так и началась моя школьно-образовательная, трудовая и физкультурная программа. Ну а ко второму моему классу бабушка призадумалась - а не пора ли юношу к настоящей высокой культуре- мультуре привлечь? В их культурной интеллигентской и образованной семье считалось непорядком, когда внук – этот пацан – шляется по округе, как простой деревенский парнишка. Вот она и призадумалась, что с ним, с внуком, делать дальше. Куда его направить и подтолкнуть куда?
Увлечения мои она видела и быстро приняла решение, план её возник не на пустом месте. Его надо к музыке тихонько подвести! Тихонько, но твердой рукой. В их доме никогда не было никаких музыкальных инструментов и музыкой никто не занимался и не увлекался. Бабушка изредка сама напевала что-то, мурлыкая себе по нос. Иногда немного на немецком, родном для неё языке, иногда на испанском. Она и меня начала обучать сразу трем языкам - русскому, немецкому и немного испанскому.
Ну, немецкий - её родной, это понятно. Видимо, её волновали детские воспоминания об утерянной Родине на волжских родных берегах.
Напевала она и советские мелодии, чаще что-то времен революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Но она это делала тихо, стесняясь вроде. Да громче и не хотела, наверное.
Напевала она и пару песенок на испанском языке времен испанской гражданской войны. Она была настоящая интернационалистка со времени учебы в Москве в университете. Там она и познакомилась со многими испанскими и немецкими антифашистами, тоже студентами этого университета. Они же все должны были рано или поздно, но непременно организовать мировую революцию! Этому их и учили Коминтерн и советская власть, правительство и компартия. Но пока она (моя бабуля) была свободна от революционной борьбы за мир во всём мире. Тут, в Хакасии, работы и забот ей и без этого хватало. Внук вон подрастает! Надо из него делать человека? А раз надо, значит будем делать! И начинаем не медля!
И при этом бабуля моя видела, что я в свободное время не отрываюсь от своей любимой и единственной в их доме игрушки – от старенького домашнего и весьма потрепанного временем патефона.
Тогда, в Абакане, у меня не было ни одной настоящей покупной игрушки из магазина, никто никогда мне игрушек не покупал. Ранее, в Красноярске, мама с папой какие-то мелочи сыночку покупали, то пистолетик жестяной с бумажной лентой пороховых пистонов-хлопушек для игр в войнушку, то ещё что. Но это там - «в городе», а у бабушки «в деревне» ничего похожего на игрушку у меня не было, и я сам себе придумывал игрушки из подручного имущества. Вот, например, патефон. Он полностью был мне вручен во владение и пользование, и я его освоил «от и до»!
В каждую свободную минуту садился я посреди зала на обрывок старой потертой временем буро-рыжеватой медвежьей шкуры, которая обычно выполняла роль напольного прикроватного коврика бабушки, вытаскивал его на середину комнаты и усаживался на него. Усевшись, открывал я тот музыкальный ящик, вынимал из тумбочки грампластинки и, сидя на полу, неустанно крутил ручку этого самого патефона, заводя его тугую пружину.
Тяжеленную большущую стопку черных толстых блинов-грампластинок я укладывал рядом. Большая их часть – это тяжеленные черные блины в бумажных конвертах с круглыми окнами, через которые видны и читаются цветные наклейки рекламы. Грампластинки были большей частью еще довоенной советской эстрады, немножко уже советской военной поры и совсем немного послевоенной. Было и немного классики – оперные арии. Из песен военной поры были в исполнении Лидии Руслановой, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Людмилы Зыкиной и других певцов. Было их штук 10-15.
«Не русские» были, наверное, из бывших трофейных немецких и европейских пластин, больше с оперной классической концертной программой. Ещё какие-то оркестры играли симфонии, арии из опер и оперетт. Были и с военными бравурными маршами, скорее всего с немецкими, а может и австрийскими.
Ещё были немногие просто с хорошими мелодиями, которые мне нравились больше. Было также несколько пластинок с красивыми хора́ми. Конечно, помню роскошный бас Фёдора Шаляпина («Э-гей! Эх, вдоль по Питерской!»), был лирический милый тенор Сергея Лемешева. Помню томный голос Александра Вертинского и его загадочные, такие томные вкусные романсы «Лиловый негр ей подавал манто», «Дым без огня» и, конечно, его роскошное «Танго Магнолия», слова которого меня тревожили, волновали, хотя и не было мне понятно о чем, собственно, таком красивом он поет:
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поет и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван…
В опаловом и лунном Сингапуре, в бури,
Когда под ветром ломится банан,
Вы грезите всю ночь на желтой шкуре
Под вопли обезьян.
В опаловом и лунном Сингапуре, в бури,
Запястьями и кольцами звеня,
Магнолия тропической лазури,
Вы любите меня.
Под это танго с красивым названием «Магнолия» я фантазировал. И сидя на этой домашней желто-бурой медвежьей шкуре, наверное, грезил-мечтал о дальних странах и океанах, об алых парусах и о моей бригантине, которая уже где-то в далёком синем море поднимает мои паруса, пока я сижу тут дома. В эти мгновения я сам уже вроде бы и не я, а «капитан, обветренный, как скалы, вышел в море, не дождавшись дня!».
Так я мечтал не только о будущих путешествиях, но и о первой любви. Какая же она будет? Она меня уже где-то ждёт? Какая ты, моя дорогая Ассоль? Или она будет немного другая, как красавица Гуттиэре из портовой таверны, где буйные пираты пьют свой ром из бочонка и стреляют в потолок из своих пистолетов?
Но она, конечно, рано или поздно явится мне в жизни в таком же прекрасном лиричном и поэтичном образе, как в фильмах «Алые паруса» или «Человек-амфибия». Я знал, что она непременно будет утонченной девушкой, стойкой и сильной духом дамой, очень доброй, мечтательной с чистой душой и, конечно, небесной красоты! Она будет петь и танцевать, а все будут ею любоваться!
Мечты мои… А ещё о чем я помечтаю? Разве что немного о бананах, которые растут где-то в далеком бананово-лимонном Сингапуре. Бананы, которых, к моему большому сожалению, я ещё никогда в жизни и не видел и не пробовал, но был уверен, что вкуснее их может быть только ещё что-то более неведомое, но тоже, вероятно, прекрасное - кокосовое или птичье молоко, и что только мой любимый шоколадный вафельный торт может с этими вкусностями сравниться.
Торт я уже несколько раз пробовал, а о других вкусностях только слышал. В семье учителей царило аскетическое бытие-житие. Конфеты в вазочке на столе? Ещё чего? Это невозможное расточительство, баловство и распущенность! Ни-ни! Конфеты поштучно к праздникам и изредка после воскресного обеда или на ужин. И то по одной! О бананах и о кокосовом молоке потом помечтаю, когда спать лягу. И о первой любви помечтаю позднее. Все потом. А пока дума моя вот об этом громоздком и скрипучем моем старом друге-патефоне.
А в руках была у меня целая тяжелая стопка толстых грампластинок. Чего там только не было?! Это была моя музыкальная шкатулка! Один знакомый мне отставной черноморский моряк - «морской волк» - имел любимую поговорку: «А всё-таки в патефоне люди Е!». Его жена, тоже морячка, подтверждала: «Да, точно, Валентин, они там Е! Е! Не сумливайся!».
Вот и заглядывал я потом в патефон и смотрел, где там эти люди, которые точно там «Е». Заглядывал и пытался разглядеть людей маленького роста, но никаких лилипутов я там тогда так и не смог увидеть. А вот музыку оттуда слушал разную.
И, конечно, там были изумительные мелодичные вальсы, музыка оперетт, которые я всегда просто обожал. Из самых известных мне тогда арий оперетт Имре Кальмана я помню «Королева чардаша (Сильва)», «Голландочка», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Герцогиня из Чикаго», «Фиалка Монмартра», которые я люблю и сейчас, в том числе были пластинки с моим любимым королем вальсов Иоганном Батистом Штраусом (всегда любил его роскошные вальсы, арии и музыку оперетт - «Летучая мышь», «На прекрасном голубом Дунае», «Цыганский барон», «Ночь в Венеции», «Венская кровь»).
А как же хороши были вальсы Штрауса! «Сказки венского леса», «На прекрасном Голубом Дунае», «Весенние голоса» … Как же без них? Это же сказка в музыке и есть! И, несомненно, меня волновало фантастическое танго «Брызги Шампанского» и другие подобные мелодии, например, вальс «Прекрасный май».
Да и много, что было тогда в моих руках на тех пластинках, к сожалению, сейчас уже всё и не вспомню. И до нынешнего времени ни одной пластинки из тех в нашей семье не сохранилось!
Деды мои иногда приносили что-нибудь новое - с рынка, наверное. Покупали с рук на барахолке у старьевщиков или у спекулянтов- перекупщиков. В магазинах новых пластинок тогда почти не продавали - редко удавалось что-нибудь современное купить, поэтому пластинки покупались в основном и чаще всего случайно на вещевых рынках у перекупщиков-спекулянтов, у барыг. Но там было в основном старье трофейное, часто потёртое, с трещинами и сколами по краям, наверное, ещё солдатами привезённое домой сувениром с войны. Вот люди и покупали или иногда обменивали. Причем наклейки не всегда соответствовали содержимому, написано - опера, а там военные немецкие марши.
Так что я частенько, сидя на полу на нашем домашнем медведе, крутил по порядку всю эту домашнюю случайную и пёструю коллекцию, только ловко иглы менял - они быстро тупились и пластинка не пела, а шипела и скрипела. Но у меня была коробочка с запасными иголками для патефонов. Тогда, помню, это был редкий товар, как говорили – дефицитный. И вот, сидя у патефона, слушал я музыку и даже тихонько подпевать пробовал, если сквозь шипение иголки разборчиво доносились понятные слова и отчетливые фразы. Иногда это повторялось по несколько раз. А иногда я в тетрадку всё записывал и бабушка поощряла такое моё ведение дневников. По её совету я заносил в дневник своих наблюдений всё интересное, например, названия книг, которые прочитал, их авторов и краткое их содержание. Вот и названия некоторых песенок или мелодий из тех, которые мне больше понравились, я тоже записывал. Также записывались названия кинофильмов, что смотрел в кино. Бабушка иногда просила дать прочесть мои записи. Читая, она иногда усмехалась и мне ошибки грамматические показывала, а я их исправлял. Хорошая школа!
Комментарии 4
С нетерпением буду ждать продолжения твоего романа.