1) Отделить магазин. Удерживая автомат (пулемет) левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин (рис. 33); нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик вниз, поставив его в положение «АВ» или «ОД»; отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить
рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
Рис.33 Отделение магазина
При разборке автомата с ночным прицелом после отделения магазина отделить ночной прицел, для чего отвести ручку зажимного, устройства влево и назад, сдвигая прицел назад, отделить его от автомата .
2) Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.
У автоматов со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов.
3) Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки (рис. 34), и вынуть шомпол.
При затруднительном отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой, которую следует вставить в отверстие головки шомпола, оттянуть от ствола конец шомпола и вынуть его.
4) Отделить у автомата дульный тормоз-ком Рис.34 Отделение шомпола пенсатор, (рис. 35). Утопить отверткой фиксатор дульного тормоза-компенсатора . Свернуть дульный тормоз-компенсатор с - резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае чрезмерно тугого вращения дульного тормоза-компенсатора допускается производить отворачивание его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза-компенсатора.
5) Отделить крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня
возвратного механизма, правой рукой приподнять Рис.35 Отделение тормоз- ком- вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и
пенсатора отделить крышку. ( рис.36)
6) Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня (рис.37) и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
7) Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удерживать автомат левой рукой, правой рукой отвести рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять её вместе с затвором (рис. 38) и отделить от ствольной коробки.
8) Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную раму в левую руку затвором кверху ( рис.39); правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так ,
чтобы ведущий выступ затвора вышел из Рис.36 Отделение крышки ствольной
фигурного выреза затворной рамы, и вывести коробки
затвор вперёд.
9) Отделить газовую трубку со ствольной
накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения (рис.40) и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
Порядок сборки автомата после неполной разборки.
1) Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью пенала принадлежности замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
2) Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставить его цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.
3) Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой ввести газовый поршень в полость колодки прицела и продвинуть затворную раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед.
4) Присоединить возвратный механизм. Правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.
5) Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной, коробки.
6) Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.
Рис.37 Отделение возвратного Рис.38 Отделение затворной рамы с затвором
механизма
Рис.39 Отделение затвора от затвор- Рис.40 Поворот замыкателя газовой трубки
ной рамы с помощью пенала принадлежности
7)Присоединить у автомата дульный тормоз-компенсатор. Навернуть дульный тормоз-компенсатор (пламегаситель) на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора. Если паз дульного тормоза-компенсатора (пламегасителя) не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть дульный тормоз-компенсатор или пламегаситель (не более одного оборота) до совмещения паза с фиксатором.
8) Присоединить шомпол.
9) Вложить пенал в гнездо приклада. Уложить протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада (рис. 41) и утопить его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. У автоматов со складывающимся прикладом пенал убирается в карман сумки для магазинов.
10) Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой ввести в окно ствольной коробки зацепом магазина (рис.42) и повернуть магазин на себя так, чтобы защёлка заскочила за опорный выступ магазина.
При сборке автомата с ночным прицелом после присоединения магазина присоединить прицел НСПУ. Взять автомат за цевье, совместить паз зажимного устройства прицела с планкой оружия; убедившись в том, что рукоятка зажимного устройства находится в заднем положении, продвинуть прицел вперед до упора и закрепить его, повернув рукоятку вперед до отказа.
Рис.41 Вкладывание пенала принадлеж- Рис.42 Присоединение магазина
ности в гнездо приклада
Порядок полной разборки автомата :
1) Произвести неполную разборку.
2) Разобрать магазин. Взять магазин в левую руку крышкой вверх (выпуклой частью от себя); правой рукой с помощью выколотки утопить выступ стопорной планки в отверстие на крышке магазина, большим пальцем левой руки сдвинуть крышку несколько вперед (рис. 43), правой рукой снять крышку с корпуса, удерживая при этом стопорную планку большим пальцем левой руки; постепенно освобождая пружину, .вынуть ее вместе со стопорной планкой и подавателем из корпуса магазина; отделить подаватель от пружины.
3) Разобрать возвратный механизм. Рис.43 Отделение крышки
Взять возвратный механизм в левую руку, поставить направляющий магазина
стержень вертикально пяткой книзу на стол или упор, сжать возвратную
пружину вниз, правой рукой развести концы подвижного стержня и снять муфту ( рис. 44); снять пружину с направляющего стержня; отделить подвижный стержень от направляющего стержня..
4) Разобрать затвор. Вытолкнуть выколоткой шпильку, удерживающую ударник и ось выбрасывателя (рис. 45), и извлечь ударник из канала затвора; вытолкнуть выколоткой ось выбрасывателя. Отжимая большим пальцем правой руки зацеп выбрасывателя (от центра затвора) и придерживая его указательным пальцем, извлечь выбрасыватель с пружиной из паза затвора.
5) Разобрать ударно-спусковой механизм (разборка и сборка производятся под руководством офицера или мастера по ремонту вооружения):
отделить шептало одиночного огня, замедлитель курка и спусковой крючок:
удерживая автомат (пулемет) левой рукой за ствольную коробку, правой с помощью выколотки нажать на рычаг автоспуска и разъединить шептало автоспуска с курком; спустить курок с боевого взвода; тонким концом выколотки поднять левый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка; отверткой вывести длинный конец пружины автоспуска из кольцевой проточки оси спускового крючка; выколоткой продвигая ось спускового крючка влево, вынуть ее; постепенно вынимая выколотку, пальцами левой руки извлечь из ствольной коробки шептало одиночного огня, его пружину, пружину замедлителя и замедлитель курка; выколоткой поднять кверху правый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка ; нажимая указательным пальцем левой руки снизу на хвост спускового крючка, приподнять спусковой крючок и правой рукой извлечь его из ствольной коробки ( рис.46)
Рис.44 Отделение муфты Рис.45 Выталкивание шпильки при от-
возвратного механизма делении выбрасывателя и ударника от
затвора
- отделить курок :
нажимая отве6рткой на длинный конец пружины автоспуска, вывести его из кольцевой проточки оси курка и выколоткой сдвинуть ось курка влево;
придерживая курок правой рукой, левой рукой вынуть ось курка; повернуть курок так, чтобы левая цапфа была направлена в сторону патронника, и извлечь курок из ствольной коробки (рис. 47); отделить боевую пружину от курка;
-отделить автоспуск :
выколоткой сдвинуть влево ось автоспуска и вынуть ее; извлечь автоспуск с пружиной через окно для магазина ( рис.48) отделить пружину от автоспуска;
Рис. 46 Извлечение спускового крючка из Рис.47 Извлечение курка из ствольной
ствольной коробки коробки
Рис.48 Извлечение автоспуска с Рис.49 Сдвигание соединительной
пружиной из ствольной коробки муфты
отделить переводчик:
повернуть переводчик вверх до вертикального положения, сдвинуть его вправо и отделить от ствольной коробки.
6) Отделить цевье (цевье отделяется в редких случаях: при удалении складской смазки, после попадания автомата в воду и т. п.). Взять автомат левой рукой за цевье, правой рукой с помощью отвертки или пенала принадлежности повернуть замыкатель цевья на пол-оборота вперед; большими пальцами обеих рук (рис. 49) сдвинуть соединительную муфту с цевья к газовой камере; подать цевье вперед и отделить его от ствола.
Порядок сборки автомата после полной разборки:
Присоединить цевье. Удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, право
рукой приложить цевье снизу к стволу и сдвинуть его к ствольной коробке так, чтобы выступ цевья вошел в гнездо ствольной коробки; надвинуть соединительную муфту на цевье и повернуть замыкатель на пол-оборота назад.
2) Собрать ударно-спусковой механизм (во избежание перепутывания частей ударно-спускового механизма нескольких автоматов перед сборкой необходимо проверить номера на шептале одиночного огня, спусковом крючке, замедлителе, курке и автоспуске):
присоединить переводчик:
удерживая автомат левой рукой, правой рукой ввести сектор переводчика в фигурное отверстие правой стенки ствольной коробки так, чтобы цапфы вошли в отверстия в стенках ствольной коробки; поставить переводчик на автоматический огонь (АВ); — присоединить автоспуск: вставить короткий конец пружины в отверстие выступа автоспуска и через окно для магазина ввести автоспуск с пружиной в ствольную коробку; поставить рычаг автоспуска на свое место и ввести справа выколотку в отверстия для оси автоспуска и пружины; удерживая автоспуск с пружиной правой рукой, левой рукой вставить ось (рис. 50);,
присоединить курок:
надеть боевую пружину на цапфы курка петлей со стороны боевого взвода (рис.51) и завести ее концы за боевой взвод курка; удерживая курок и концы пружины пальцами правой руки, вставить курок в ствольную коробку левой цапфой в сторону патронника; указательным пальцем левой руки прижать длинный конец пружины автоспуска к дну ствольной коробки, повернуть курок и совместить его отверстие с соответствующими отверстиями в ствольной коробке; вставить слева ось курка, продвинув ее вправо до отказа (должен быть слышен щелчок); пальцами правой руки снять правый конец боевой пружины с боевого взвода курка и опустить его на дно ствольной коробки;
присоединить к спусковому крючку шептало одиночного огня и замедлитель курка:
вставить пружину в отверстие шептала одиночного огня; удерживая спусковой крючок за хвост в левой руке, правой рукой поставить на него шептало одиночного огня так, чтобы нижний конец пружины шептала вошел в выем спускового крючка, затем между шепталом и правой стенкой спускового крючка поместить пружину замедлителя курка длинным концом вверх и вперед;
Рис.50 Вставление оси Рис.51 Положение боевой пружины
автоспуска на курке
совместить пальцами правой руки отверстия для оси на спусковом крючке, шептале и пружине замедлителя, вставить в них с левой стороны заостренным концом шпильку (она хранится в пенале принадлежности); надеть на шпильку с правой стороны замедлитель курка и продвинуть ее вправо до отказа; с помощью выколотки завести длинный конец пружины в паз защелки замедлителя;
присоединить спусковой крючок:
поставить спусковой крючок в ствольную коробку на свое место; выколоткой приподнять правый конец боевой пружины кверху и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка; левой рукой вставить ось спускового крючка, постепенно выталкивая шпильку в правую сторону; длинный конец пружины автоспуска при этом должен находиться сверху оси; выколоткой завести длинный конец пружины автоспуска в кольцевую проточку оси спускового крючка; пальцами правой руки снять левый конец боевой пружины с боевого взвода курка и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка.
Нажимом выколотки на концы осей автоспуска, курка и спускового крючка проверить стопорение осей длинным концом пружины автоспуска; поставить курок на взвод автоспуска.
3) Собрать затвор. Вставить выбрасыватель с пружиной в вырез затвора; нажав на выбрасыватель, вставить ось выбрасывателя в отверстие под ведущим выступом затвора так, чтобы вырез на оси был обращен в сторону цилиндрической части затвора. Взять затвор в левую руку ведущим выступом кверху, а цилиндрической частью к себе и ввести в канал затвора ударник большим вырезом кверху; со стороны ведущего выступа вставить в отверстие затвора шпильку и продвинуть ее до конца.
4) Собрать возвратный механизм. Упереть пятку направляющего стержня в стол (упор); надеть пружину на направляющий стержень и сжать ее настолько, чтобы конец направляющего стержня вышел из нее; удерживая левой рукой пружину, правой рукой развести концы подвижного стержня, продеть один из них в образовавшуюся петлю и отпустить пружину до упора в подвижный стержень ; вставить муфту между концами подвижного стержня; левой рукой сжать пружину, правой рукой перевести подвижный стержень в вертикальное положение, после чего плавно отпустить пружину до упора ее в муфту.
5) Собрать магазин. Присоединить цодаватель к пружине магазина вводом первого витка свободного конца пружины под загиб подавателя, вставить пружину с подавателем в корпус магазина; утопить стопорную планку в корпус и, удерживая ее в таком положении, надеть крышку магазина на корпус так, чтобы она своими захватами удерживалась на загибах корпуса, а выступ стопорной планки заскочил в отверстие крышки (должен быть слышен щелчок).
6) Дальнейшую сборку производить как после неполной разборки автомата.
Примыкание и отмыкание штык-ножа
1) Примыкание штыка-ножа. Вынуть штык-нож из ножен; взять автомат левой рукой заствольную накладку и цевье мушкой влево; удерживая правой рукой штык-нож за рукоятку, надвинуть его пазами на упор газовой камеры (рис. 52), а кольцом на муфту ствола до полного закрывания защелки.
2) Отмыкание штыка-ножа. Взять автомат в левую руку, перевести его в вертикальное положение; поддерживая рукоятку штыка-ножа указательным и средним пальцами правой руки, большим пальцем этой руки нажать на защелку (рис.52) и отделить штык-нож от автомата; вложить штык-нож в ножны.
Рис. 52 Примыкание и отмыкание штык-ножа
1.2.6. Работа частей и механизмов автомата
Положение частей и механизмов до заряжания
Затворная рама с газовым поршнем и затвором под действием возвратного механизма находится в крайнем переднем положении, газовый поршень — в патрубке газовой камеры; канал ствола закрыт затвором. Затвор повернут вокруг продольной оси вправо, его боевые выступы
находятся в вырезах ствольной коробки — затвор заперт. Возвратная пружина имеет наименьшее сжатие.
Рычаг автоспуска под действием выступа затворной рамы повернут вперед и вниз (рис. 53).
Курок спущен и упирается в затвор. Ударник под действием курка подан вперед. Боевая пружина находится в наименьшем сжатии; своей петлей она прижимает курок к затвору, а изогнутыми концами прижимает прямоугольные выступы спускового крючка к дну ствольной коробки, при этом хвост спускового крючка находится в переднем положении.
Замедлитель курка под действием своей пружины передним выступом прижат к дну ствольной коробки.
Переводчик находится в крайнем верхнем положении и закрывает ступенчатый вырез в крышке ствольной коробки (переводчик поставлен на предохранитель); сектор переводчика вошел в вырез шептала одиночного огня и находится над правым прямоугольным выступом спускового крючка (запирает спусковой крючок).
Рис. 53. Положение частей ударно-спускового механизма до заряжания при включенном предохранителе и спущенном курке:
1 — спусковой крючок; 2 — сектор переводчика; 3 — шептало одиночного огня; 4 — замедлитель курка; 5—фигурный выступ спускового крючка; 6 — боевая пружина; 7 — курок; 8 — рычаг автоспуска; 9 — затворная рама; 10 — шептало автоспуска
Работа частей и механизмов при заряжании
Для заряжания автомата надо присоединить к нему снаряженный магазин, поставить переводчик на автоматический огонь (АВ), отвести затворную раму назад до отказа и отпустить ее. Автомат заряжен. Если не предстоит немедленное открытие огня, то необходимо поставить переводчик на предохранитель.
При присоединении магазина его зацеп заходит за выступ ствольной коробки, а опорный выступ заскакивает за защелку, магазин удерживается в окне ствольной коробки. Верхний патрон, упираясь снизу в затворную раму, несколько опускает патроны в магазин, сжимая его пружину.
При постановке переводчика на автоматический огонь ступенчатый вырез в крышке ствольной коробки для рукоятки затворной рамы освобождается, сектор переводчика остается в вырезе шептала одиночного огня, но не препятствует повороту спускового крючка.
При отведении затворной рамы назад, на длину свободного хода, она, действуя передним скосом фигурного выреза на ведущий выступ затвора, поворачивает затвор влево, боевые выступы затвора выходят из вырезов ствольной коробки — происходит отпирание затвора; выступ затворной рамы освобождает рычаг автоспуска, шептало автоспуска под действием пружины прижимается к передней плоскости курка.
При дальнейшем отведении затворной рамы вместе с ней отходит назад затвор, открывая канал ствола; возвратная пружина сжимается; курок под действием затворной рамы поворачивается на оси, боевая пружина закручивается; боевой взвод курка последовательно заскакивает за фигурный выступ спускового крючка, под защелку замедлителя курка, и курок становится на шептало автоспуска; рычаг автоспуска при этом поднимается вверх и становится на пути движения выступа затворной рамы.
Как только нижняя плоскость затворной рамы пройдет окно для магазина, патроны под действием пружины магазина поднимутся вверх до упора верхним патроном в загиб стенки магазина.
При отпускании затворной рамы она вместе с затвором под действием возвратного механизма подается вперед; затвор выталкивает из магазина верхний патрон, досылает его в патронник и закрывает канал ствола. При подходе затвора к казенному срезу ствола зацеп выбрасывателя заскакивает в кольцевую проточку гильзы; затвор под действием скоса левого выреза ствольной коробки на скос левого боевого выступа затвора, а затем под действием фигурного выреза затворной рамы на ведущий выступ затвора поворачивается вокруг продольной оси вправо; боевые выступы затвора заходят за боевые упоры ствольной коробки — затвор запирается. Затворная рама, продолжая движение в крайнее переднее положение, своим выступом поворачивает рычаг автоспуска вперед и вниз, выводя шептало автоспуска из-под взвода автоспуска курка; курок под действием боевой пружины поворачивается, выходит из-под защелки замедлителя и становится на боевой взвод (рис. 54).
Рис. 54. Положение частей ударно-спускового механизма перед выстрелом: 1 — спусковой крючок; 2 — сектор переводчика; 3 — замедлитель курка; 4 — курок; 5 — шептало автоспуска; 6 — затворная рама
Патроны в магазине под действием пружины поднимаются кверху до упора верхним патроном в затворную раму.
При постановке переводчика на предохранитель переводчик закрывает ступенчатый вырез крышки ствольной коробки и становится на пути движения рукоятки затворной рамы назад; сектор переводчика поворачивается вперед и становится над правым прямоугольным выступом спускового крючка (запирает спусковой крючок).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев