Среди архитектурных памятников, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, есть культовые сооружения, дворцы, городские ансамбли и целые города. Но крайне редко в этом перечне можно встретить мосты. Тем более — сразу два в одной стране. И принадлежащие, можно сказать, гению одного автора.
Одним из таких архитектурных чудес средних веков является «именной» мост Мехмед-паши Соколлу, соединяющий два берега стремительной горной реки Дрина в районе боснийского города Вышеграда.
Сам Мехмед-паша при рождении в 1505 году имел славянскую фамилию Соколович. Но во времена вхождения Боснии и Герцеговины в Османскую империю существовало правило, по которому определенной количество славянских детей отправлялись в Стамбул для обучения в привилегированных военных училищах. Там их обращали в ислам и зачисляли в элитные подразделения султанской гвардии. Такова была судьба и Мехмед-паши Соколлу.
Позднее он благодаря своей способностям стал высокопоставленным офицером Османской армии, а на пике своего могущества займет пост Великого визиря, что ныне сравнимо с должностью премьер-министра государства. Вот тогда он и постарался сделать как можно больше пользы для своей родной Боснии.
Одним из главных его строительств стал мост через Дрину в Вышеграде. Дело в том, что горная река всегда имела бурный нрав от осенне-зимних паводков до весенних половодий. Потому паромная переправа, существовавшая в этом месте с незапамятных времен, работала не регулярно, создавая большие трудности для развития экономики, торговли и ремесел в регионе.
Для реализации своих планов Великий визирь Мехмед-паша Соколович привлек никого иного, как выдающегося строителя своего времени Ходжу Мимара Синан Агу, про которого стоит сказать отдельно. Мимар Синан был не просто главным придворным архитектором эпохи султана Сулеймана I Великолепного – он имел величайшее позволение по своему усмотрению сносить любое здание империи для строительства новых сооружений. После себя Мимар Синан оставил десятки мечетей, крепостей, укреплений, мостов, дорог, водопроводов, создавших славу государству и являвшихся для того времени выдающимися памятниками мусульманской архитектуры. Потому и мост через Дрину в Вышеграде был решен в совершенно оригинальной форме, ставшей шедевром эпохи и визитной карточкой региона.
Мост был сооружен в период между 1571-м и 1577-м годами по григорианскому стилю. Он имеет 11 арок с небольшим наклоном от центра в сторону берегов и нисходящий пандус на левом берегу. Над арками моста по всей длине литого карниза расположены перила. В середине моста был построен диван, предназначенный для отдыха пешеходов, а напротив него расположен каменный портал с надписями, восхваляющими строителей моста. Там же — в середине моста когда-то был дом с деревянными воротами для охраны моста, и потому эта часть переправы до сих пор называется «воротами».
Для того времени длина моста в 179,5 м при ширине в 6,3 м и высотой над уровнем реки в 15,4 метра были действительно уникальны.
За время своего существования мост неоднократно постигали несчастья. Впервые его попытались разрушить еще во времена турецко-австрийских войн в 17-м веке. И только в 1873-м году он был отремонтирован.
В 1896 году «Великий потоп» на реке Дрине практически уничтожил Вышеград, однако мост оказался почти нетронут, хотя уровень воды в Дрине тогда поднялся почти на 15 метров. Тогда оказались поврежденными только каменные перила моста, на которые обрушились несущиеся по реке деревья и обломки зданий.
Наибольший вред мосту Мехмед-паши Соколовичу принесли современные Первая и Вторая мировые войны. В 1914-м году были снесены два столба и арки, опирающиеся на них, а в 1943-м году взрывы уничтожили четыре пролета моста. Детальная реконструкция архитектурного памятника была совершена уже в мирное время в период с 1949 по 1952 годы.
И только в 2007 году один из самых важных национальных памятников мусульманской архитектуры Боснии и Герцеговины был внесен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Однако, что интересно – выдающийся строитель Мимар Синан не только оставлял после себя памятники, но и учеников, которые не уступали ему в умении и искусстве строительства. Доказательством тому служит Старый мост в городе Мостар – административном центре Герцеговины. Эта важная коммуникация соединяет мусульманскую и хорватскую части города. И построен мост был еще раньше, чем шедевр, носящий имя Мехмед-шаха Соколовича… И строил его талантливый ученик Мимар Синана – Мимар Хайддруддин, а потому преемственность и оригинальность решения сложной архитектурной задачи прослеживается с самого начала.
Надо сказать, что в районе Мостара (когда этот город даже не носил этого названия) еще с римских времен существовали два временных моста, которые стихией регулярно разрушались во время половодий и паводков. И только во времена Османской империи было принято решение создать надежный способ сообщения между берегами реки Неретвы. Это тем более было актуально, что по обеим берегам стояли крепости, контролировавшие течение реки, но не имевшие между собой постоянного сообщения.
В связи с этим в 1566 году по григорианскому стилю Мимару Хайддрудину было поручено соединить две крепости на разных берегах мостом. Решение строителя для тех времен было насколько оригинальным, настолько и уникальным – из всех до сих пор известных мостарский мост оказался самым протяженным и высоким одноарочным сооружением: 28 метров в длину и 20 метров в высоту. А все строительство заняло ни много ни мало целых девять лет.
Более того, именно этот мост и дал название городу Мостару, что на сербско-хорватском языке означает «страж моста». А это говорит о значении и важности стратегического объекта коммуникации в регионе.
То, что мост для своего времени был совершенно уникальным творением, подтверждает и известный путешественник и хроникер семнадцатого века Эвлия Челеби, писавший, «мост, как радуга, взмывает до небес, простираясь от одного берега к другому… Я, бедный и несчастный раб Всевышнего, прошел через 16 стран, но никогда не видел моста такой высоты».
Совершенно необычна и последующая судьба этого архитектурного шедевра мусульманской архитектуры. Многочисленные войны, прокатившиеся по Балканскому полуострову за последующие 427 лет, не нанесли мосту никакого ущерба. Были разрушены крепости по обоим берегам Неретвы, но мост стоял, как символ вечности и общения народов. И только 9 ноября 1993 года хорватские войска во время боснийского конфликта выпустили по мосту более 60 танковых выстрелов, после чего обломки моста упали в воду, окрасив ее в кроваво-красный цвет. Хотя это и было похоже на мистику, но Мимар Хайдруддин использовал при строительстве в связующем растворе моста компоненты красного цвета, что через много столетий вызвало такие символичные впечатления.
Понадобилось еще 11 лет, чтобы мир в Боснии и Герцеговине был восстановлен. А этот мир был невозможен без восстановления главного символа Мостара – Старого моста. Делом его восстановления занимались многие международные организации, используя те же технологии и материалы, что и мусульманские строители за четыреста лет до этого.
23 июля 2004 года Старый мост Мостара был вновь торжественно открыт в присутствии высокопоставленных гостей из многих стран мира. Как напоминание о войне у входа на мост находится камень, из которого торчат остатки минометной мины. А на камне написаны простые, но главные слова: «Не забывайте 1993 год».
Поэтому по праву Старый мост Мостара и прилегающий к нему район в 2005 году включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только дань мусульманскому гению его строителей, но и пожелание к современным поколениям задуматься над тем, что есть вечное, что мы должны сохранить для наших потомков.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев