Золотой жемчуг – это редкая разновидность жемчуга, культивируемая только на Филиппинах. Золотой жемчуг ценится за глубину своей окраски и практически никогда не бывает крупным. Образование жемчуга – это ни что иное, как процесс вытеснения моллюском постороннего тела, попавшего в раковину.
У разных материков раковины разные, от особенностей морского дна, его растительности и от климата зависит цвет жемчуга: от белого до черного. Реже встречается синеватый, розоватый, оранжевый, коричневый и золотой жемчуг. Все они отличаются изумительным перламутровым сиянием. При оценке качества культивированного жемчуга одним из параметров служит его цвет – различают свыше 200 оттенков. Размер культивированного жемчуга измеряют в миллиметрах, в то время как натурального – в каратах. Шесть устричных плантаций, каждая площадью около 5000 гектаров, раскинулись к северу от архипелага Палаван. Два десятка небольших островов защищают их от губительных течений и ветров. Место это остается девственно чистым, что и необходимо для золотоносных устриц. Впрочем, это и неудивительно: ближайший мегаполис — филиппинская столица Манила — лежит в 500 километрах к северо-востоку. На филиппинском острове Палаван существует несколько крупных фирм, которые выращивают жемчуг в чистейших водах Филиппинского моря. И только одна из них - Jewelmer - производит уникальный золотой жемчуг, аналогов которому в мире не существует. Компания Jewelmer была создана в 1979 году французским специалистом по жемчугу Жаком Бранелеком и филиппинским бизнесменом Мануэлем Кожуангко. В течение нескольких десятилетий компания занималась изучением и усовершенствование процесса размножения моллюсков Pinctada maxima, которые и являются "родительницами" знаменитого Жемчуга Южных морей. За пять лет, что растет золотая жемчужина в моллюске, над ней совершаются 324 операции. В самом же кратком виде процесс можно описать так. Будущую жемчужницу сначала два года холят и лелеют, пока она не достигнет размера 12—15 сантиметров. Затем в неё подсаживают перламутровый шарик, из которого сформируется драгоценность. Причем делают это непременно молодые женщины — считается, что нежность их рук благотворно повлияет на качество «изделия». А после этого ещё три года жемчужины медленно растут на глубине 15 метров под спокойным и тёплым покровом Южно-Китайского моря. В течение 3 лет ныряльщики будут периодически доставать клетки с устрицами и переворачивать их, чтобы жемчужины были абсолютно круглыми, а также просвечивать их рентгеном, чтобы убедиться, что с жемчужиной все в порядке. «Выращивание жемчуга – очень трудоемкий процесс», – говорит Жак. «Любое изменение температуры и состояния воды может повлиять на устриц. Все, что чувствует и испытывает устрица, влияет на жемчужину и может испортить ее качество. Уже 38 лет я занимаюсь выращиванием жемчуга, но до сих пор учусь, постоянно узнавая что-то новое. Добыча золотого жемчуга весьма сложная задача. Чтобы достичь совершенства в этом деле необходимо преодолеть длинный путь».
За пять лет, что растет золотая жемчужина в моллюске, над ней совершаются 324 операции. В самом же кратком виде процесс можно описать так. Будущую жемчужницу сначала два года холят и лелеют, пока она не достигнет размера 12—15 сантиметров. Затем в нее подсаживают перламутровый шарик, из которого сформируется драгоценность. Причем делают это непременно молодые женщины — считается, что нежность их рук благотворно повлияет на качество «изделия». А после этого еще три года жемчужины медленно растут на глубине 15 метров под спокойным и теплым покровом Южно-Китайского моря
Жемчуг собирают зимой, потому что в это время года слои перламутра более тверды, стало быть, и «камни», взятые из моря с ноября по февраль, имеют более благородный оттенок.
Освобожденные от жемчужин раковины дальше отправляются в рестораны Манилы. Не все жемчужины могут обладать золотым цветом, некоторые будут белыми или цвета шампанского. Из 700 тысяч жемчужин, которые производятся на фермах Жака, более 75% считаются жемчугом высшего качества.
За неделю сбора урожая удается добыть тысячи жемчужин, каждая из которых стоит минимум 500 евро. Хотя попадаются экземпляры, которые будут проданы за намного более существенные суммы. Компания не только производит жемчуг, но и самостоятельно создает дизайн украшений, который являет собой идеальное сочетание Европейского и Азиатского артистизма и мастерства. В год удачного урожая из примерно 700 000 маленьких драгоценностей, выращенных на палаванских плантациях, в общей сложности для продажи годны 75%. Из них, в свою очередь, четверть — высший сорт. «А вот абсолютно идеальный экземпляр — редкая удача. Настоящая «ханадама», — восклицает плантатор, аккуратно укладывая одну из жемчужин на специальную подставку для ювелирного осмотра. По-японски «ханадама» означает «ослепительный цветок». Суммы, за которые уходят партии золотых жемчужин с плантаций, не раскрываются — это коммерческая тайна. Но и так нетрудно догадаться, что они обозначаются числами с множеством нулей. Года два назад один японский миллионер так «влюбился» в одну-единственную золотую «ханадаму», что купил ее за 500 000 долларов. Что уж говорить об ожерельях палаванского происхождения, которые уходят во дворцы арабских шейхов. Кстати, о прозе. Именно золотая разновидность опровергла одну из самых известных на сегодня легенд, связанных с жемчугом. А именно — известную историю о Клеопатре, которая, желая поразить Марка Антония своим богатством, без сожаления растворила в вине (по другим данным - в уксусе) жемчужную серьгу ценой в несколько миллионов сестерциев и выпила чашу. Этот сюжет поведал в своё время Плиний Старший, и с тех пор он так и кочевал из поколения в поколение непроверенным — никому просто не приходило в голову повторить поступок царицы. А вот с появлением на рынке жемчуга золотого выяснилось, что перламутр растворяется в вине и уксусе невероятно медленно. Выяснилось потому, что в самые дорогие сорта вина стали-таки класть золотые жемчужины как индикаторы качества. Если гладкий и блестящий камешек вынуть из бутылки через несколько лет, то он подтвердит или опровергнет вкусовые качества напитка. Если жемчужина теряет свой блеск и становится шероховатой, значит напиток забродил, потерял ценность. Ученые, сделав теоретические умозаключения, подсказали такой метод виноделам, а те, опробовав его, подтвердили: не смогла бы Клеопатра растворить в кубке свою драгоценность, как аспирин в кипяченой воде.
Комментарии 1