Канал в Дзене
Трудности силлабо-тонической системы стихосложения
В силлабо-тонической системе стихосложения много трудностей из-за разных видов стопы, особенностей ритма, метра, ударения, а также из-за элементов стиха.
Я уже писала о некоторых трудностях в статье «Ударения, ритм, метр в системе стихосложения».
И все же главная сложность в том, что элементов стиха очень много. Кроме того, в одном стихе может быть несколько разных элементов. Поговорим хотя бы об основных.
1️⃣ Пиррихий
Пиррихий: на месте пропущенного ударения возникает стопа из двух безударных слогов (– –).
Пример пиррихия в ямбе:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог… (А.С. Пушкин)
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́ (тку за)немо́г…
2️⃣ Спондей
Спондей: сверхсистемное ударение образует стопу с двумя ударениями подряд (–́ –́ ).
Пример спондея в ямбе:
Но песнь – всё песнь; а жизнь – всё жизнь!
Он спит последним сном. (М.Ю. Лермонтов)
…Но песнь – (все́ пе́снь); а жизнь – (все́ жи́знь)!
Он спи́т после́дним сно́м.
3️⃣ Трибрахий
Трибрахий: пропуск ударения в трёхсложном размере. Возникает стопа из трех безударных слогов (– – –).
Пример трибрахия в дактиле в начале строки:
И над поверженным лесом луна
Остановилась, кругла и ясна… (Н.А. Некрасов)
(И над по)ве́рженным ле́сом луна́
(Остано)ви́лась, кругла́ и ясна́…
4️⃣ Усечение
Усечение: неполная стопа в конце стиха или полустишия, в двусложных размерах: (–́), (–). В трехсложных – в стопе остается два слога. Усечение характерно, например, при чередовании женских и мужских рифм.
Пример усечения в хорее:
Горные вершины
Спят во тьме ночной… (М.Ю. Лермонтов)
(Го́рны) (е́ вер) (ши́ны)
(Спя́т во) (тьме́ но) (чно́й)
5️⃣ Синереза
Синереза (синизеса, стяжение): 1) сжатие двух смежных гласных в один звук;
2) пропуск слогов.
1) Почти все поэты использовали синерезу этого типа для сохранения ритма:
Мгновение /мгновенье, вдохновение /вдохновенье, материал /матерьял, тысяча /тыща и т.п.
В стихотворение А. Блока в слове «миллион» гласные «и», «о» стягиваются в один звук «о». Появляется «ь», остается одна буква «л». Таким образом, вместо двух слогов возникает один. Четырехсложное слово становится трехсложным.
Сравните: мил-ли-о-ны /миль-о-ны
Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок)
2) Стяжение может быть выражено пропуском слога, как в дольнике В. Брюсова. Мы видим, что в основе – стопа амфибрахия, но в некоторых стопах безударный слог пропускается (обозначим: Х), а в конце 2 и 3 строк неполная стопа.
Всё ча́ще в те́мных косте́лах,
В углу́ без си́л склонена,
Сиди́т в мечта́х невесе́лых
Ма́ть, сестра́ иль жена́.
(– –́ –) (Х – –) (– –́ –)
(– – Х) (– –́ –) (– –́)
(– –́ Х) (– –́ –) (– –́ –)
(– Х) (– –́ –) (– –́)
6️⃣ Диереза
Диереза (разделение) – противоположно синерезе:
1) Разделение одного слога на два;
2) замена мягкого согласного на два слога;
3) возникновение дополнительного гласного среди согласных при произношении.
1) В этом стихотворении односложное слово «тайн» превращено в двусложное заменой «й» на «и»: та-ин
Не открою дружбе нежной
Таин сердца моего… (Е. Баратынский)
2) Счастье /счастие; любовью / любовию, веселье /веселие и т.п.
У того же Е. Баратынского двусложное слово «вьется» превращено в трехсложное заменой «ь» на «и»: ви-е-тся
Седая мгла виется вкруг холмов;
Росой затоплены равнины…
3) Сложный вид диарезы, когда при произношении в слове возникает гласный звук:
сентябрь / сентябырь, джентльмен /джентельмен, арбитр / арбитор и т.п.
Жил Александ(ы)р Герцович,
Еврейский музыкант… (А. Мандельштам)
7️⃣ Синкопа
Синкопа (сокращение): выпадение гласного звука из середины слова, приводящее к сдвигу ударения.
Молчалин давеча в сомненье ввел меня:
Теперь… да в полмя из огня. (А. Грибоедов)
8️⃣ Ритмическая инверсия
Ритмическая инверсия (перестановка, переакцентуация): несовпадение ударного слога с тем акцентом, который должен быть в метре.
Пример ритмической инверсии в трехдольнике:
Отчего чудится старина мне?
Крыши изб грудятся в смоляном сне. (С. Кирсанов)
(Отчего́) (чу́дится) <(старина́)> (мне?)
(Крыши и́зб) (гру́дятся) (в смоляно́м) (сне).
Итак, элементов стиха очень много: анакруза и эпикруза, бакхий и антибакхий, тезис и арсис, атонирование, гиперметрия и гипометрия, дипиррихий и диспондей, дихорей и диямб, опорная доля, полудольные слоги, полиметрия, симплока, ускорения, цезура, элизия… И многое другое.
Мало того, до сих пор ведутся споры: считать тот или иной элемент ошибкой или нет.
Лично я считаю, что достаточно знать основы, думать о смысле стихотворения, учиться у классиков. Мастерство, как говорится, приходит с опытом.
А желающим во всем разобраться я обязательно порекомендую интересные книги о поэзии.
Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1