Хельга
Сохранить брак ради детей. Глава 2
16 августа 2025 г.
1974 год.
Антонина смотрела в окно, кутаясь в тёплый халат. Где носит Петра?
Какой он сегодня придет? Трезвый, или опять не сможет даже по лестнице подняться? Она невольно подумала, что уж лучше бы он, как её отец, гулял, но хотя бы сохранял трезвый ум.
Глава 1
Снова и снова в памяти всплывали слова отца, её клятва ему, что она сохранит семью, не глядя ни на что. Ради детей. Папа ведь так говорил?
Антонина прошла в комнату и посмотрела на спящего десятилетнего Мишу и семилетнюю Татьяну. Дети... Они раньше очень любили своего отца. Интересно, сейчас они смогут это сказать?
Десять лет назад, когда родился их первенец Миша, Пётр был очень рад, носил жену на руках, обещал, что они будут всегда самым главным в его жизни. А потом вдруг что-то изменилось... В какой-то момент Пётр вдруг заделался правдорубом. Как же раньше она этого не замечала? А может, видела, но гордилась тем, что он вот такой, прямолинейный. Всегда правду-матку рубит в глаза, не врет и не юлит. Но так можно с окружающими, только не с армейским начальством.
Там, где он служил, были свои местные "порядки", и они не совсем нравились Петру. Его назначили на склад, где он должен был участвовать в цепочке, на которой наживался офицерский состав. Сам Пётр носил погоны, но был среди младшего офицерского состава и не мог пойти против начальства. Когда они излишне перешли границы дозволенного, Пётр нажаловался полковнику, прибывшему в часть. Только не знал он, что полковник тоже в доле был. От него избавились, переведя в другую часть, за две тысячи километров от той, где он служил. И жилье им выдали похуже - в старом бараке. Там же Антонина забеременела второй раз и родила дочь Татьяну.
Только и на новом месте не ужились они. Пётр повздорил и с этим начальством, после чего был переведён в другую часть. А оттуда уже его уволили со службы, лишив погон. В те дни Пётр запил. Да так сильно, что Антонина за голову хваталась!
- Петя, поехали обратно домой.
- А где мой дом? - пьяно смотрел на неё муж. - Родителей не стало, куда мне возвращаться?
Это правда - один за другим ушли его родители, и на этом фоне Петя нет-нет, да начинал прикладываться к бутылке.
- Петя, поехали к моей маме. Там устроимся на работу. Маме, хоть она и храбрится, тяжело одной.
- А что... Поехали. Пойду работать на завод, как отец твой! - Пётр ударил кулаком по столу, затем встал и пошел в комнату спать.
Антонина тяжело вздохнула, но пошла собирать вещи. Они наконец перестанут мыкаться по служебным квартирам и осядут на одном месте.
***
Мария смотрела на мужа дочери и хотела многое сказать, но не лезла в их семью. Молодой симпатичный мужчина стал напоминать дядю Васю-слесаря - после работы с мужиками в рюмочную, а уж как аванс или зарплата, так и вовсе может домой ночевать не прийти.
Она вздыхала, вспоминая свою семейную жизнь. Муж её гулял, но любил дочь. Можно ли сказать, что Пётр любит своих детей? Раньше она бы утвердительно ответила, что он души в них не чает, а теперь они будто стали ему безразличны. Да и Миша с Таней стали побаиваться пьяного отца, который приходил домой с шумом, громко смеялся и бранился с мамой. А еще он брал в руки дневник Миши и начинал отчитывать мальчишку, увидев там тройку.
Вот и сегодня Антонина была уверена, что муж придет под хмелем. если вообще придёт.
- Дочка, спать ложись, - Мария подошла, встав сзади.
- Мама, Петя еще не пришел. Не хочу с открытой дверью спать.
Повисло молчание.
- Ты его любишь, Тоня? - вдруг спросила мать.
- А ты отца любила? - вопросом на вопрос ответила Тоня.
- Сперва любила, потом ради тебя от него не уходила. Не плохим он мужем был, только неверным.
- Вот и Петя не такой уж и плохой, только пьёт. Мама, если я его прогоню, то он без меня вовсе пропадет. Ну куда ему идти? Родителей нет, кроме нас никого... Пропадёт он... Что я потом детям скажу, когда они вырастут? Я сохраню брак ради детей, а еще верю, что рано или поздно Пётр возьмет себя в руки.
***
Но он не взял себя в руки, наоборот, стал пить еще больше. Когда Мария в 1980 году скончалась от инфаркта, Пётр вообще пошел в разнос. Теперь в доме стали частыми скандалы, ругань, а то и вовсе до рукопашной доходило.
Миша защищал мать, а Таня просила, чтобы они прогнали папу. Но когда Пётр трезвел, он просил прощения, валялся в ногах, обещал, что больше так не будет. Но хватало его обещаний ненадолго.
В конце концов Миша после армии не вернулся домой, остался дальше служить. А Таня в шестнадцать лет уехала в другой город на учебу и жила там в общежитии.
- Ты можешь приезжать ко мне когда захочешь, - заявила она матери, собирая вещи. - А я сюда больше ни ногой, пока наш папочка тут живет.
- Таня, ну куда я его выгоню? - плакала Антонина. - Я бы даже собачонку на улицу бы не погнала, а ты предлагаешь, чтобы я твоего отца за ворота выставила.
- Отец... - усмехнулась Таня. - Он был им, пока мы под стол пешком ходили. А потом у него другие интересы появились. Бутылка теперь его семья и лучшая подруга. И не заводи мне вновь песню, что ты отцу клятву давала. Ты о детях думать должна, а не о нем, - по-взрослому рассудила шестнадцатилетняя девушка, покидая дом.
***
Она уехала в областной город, поступила в строительный техникум и на третьем курсе вышла замуж за Иванова Сергея.
- Ох, мамкину судьбу не повтори, - шепнула ей соседка на похоронах отца.
1987 год.
Тане было двадцать лет, когда отец ночью замерз, не дойдя до дома всего метров двести, упав в сугроб. Таня смотрела на мать, которая стояла с бледным лицом у гроба мужа. Глаза её были залиты слезами, она причитала, плечи её подрагивали.
- Неужто это такая любовь? Как она могла сохраниться к такому человеку? - подумала Татьяна, но тут же устыдилась своих мыслей. В конце концов она провожает своего отца в последний путь и негоже думать плохо о покойнике.
Тут она повернулась к соседке и произнесла:
- Я не повторю судьбу своей матери. У меня всё в жизни будет хорошо.
***
Получив образование, Сергей пошел служить в органы и за это Татьяна была ему благодарна - не придется мотаться по военным частям, менять место жительства. К тому же тем, кто служил в юстиции, давали служебное жилье. Сперва это была комната в общежитии, но когда родился их сын Саша, им дали двухкомнатную квартиру.
Пять лет Татьяна и Сергей прожили душа в душу. А потом грянули девяностые и все затянули пояса, даже офицерский состав.
- Сережа, я ребенка жду, - Татьяна, улыбаясь, подошла к мужу.
Саше было уже семь лет и женщина очень сильно хотела второго ребенка. Желательно, девочку.
- Таня, нет! - он вскочил и аж стул под ним упал.
Она удивилась его реакции - он так радовался сыну, когда Саша родился. Да он отличный отец - занимается его воспитанием, купил велосипед, коньки, водит его на каток, играет по выходным в мяч во дворе. Что на него нашло?
- Сережа, ты чего? - испугалась она, глядя на него.
- Не время сейчас ребенка рожать. Ты посмотри, что в стране происходит!
- А что происходит? Да, сейчас не очень легкое время, но ведь у нас есть крыша над головой, работа, прокормимся. Что же теперь, женщинам вовсе детишек не рожать?
- Таня, голодом будем жить! Голодом! - он постучал кулаком по столу, затем посмотрел на сына, который выскочил из комнаты. - А ты без велосипеда останешься и без новых коньков!
Саша смотрел на отца и часто-часто моргал, не понимая, что с его отцом происходит.
Супруги ругались до самого утра, в конце концов, со слезами на глазах Татьяна пошла в поликлинику. Вернувшись домой, она прошептала мужу, который жарил картошку, стоя у плиты:
- Я никогда тебе этого не прощу!
Конечно, она могла бы ослушаться мужа, но что дальше? Вдруг он возьмет и бросит её? А с двумя детьми, один из которых будет маленький, сложно прожить в такое время. Да и, в конце концов, ребенка должны хотеть оба родителя.
Но тем не менее тот день навсегда изменил отношение Татьяны к мужу. Она не могла простить ему то, что он заставил её пойти на такой шаг.
А он, казалось, и не переживал ни о чем. Да и некогда ему было - вскоре Татьяна узнала, что он нашел себе другую женщину. Молодую студентку. Татьяна видела её - эффектная блондинка высокого роста, гордо вздернутый носик и тонкая талия. Будто сошла она со страниц модного журнала.
***
- Я надеюсь, ты поступишь как мужчина, - прошептала Татьяна, когда Сергей пришел домой. В тот вечер она приняла решение прогнать мужа.
- Ты чего, Танюш?
- Я знаю о твоей интрижке. Я случайно увидела вас в парке. Ты ведь слоняешься с ней по городу, нисколько не думая, что вас увидят вместе наши общие знакомые.
- Таня, ты всё неправильно поняла, - он начал было оправдываться, но она не стала его слушать:
- Я всё правильно поняла. Ты так нежно её обнимал, ты так нежно её целовал на глазах у прохожих... Сереж, тебе ведь тридцать лет, ты чего ведешь себя как юный первокурсник?
Она заплакала, а Сергей начал убеждать её, что всё ей показалось. Но Таня не была слепой. А еще она помнила рассказы матери о бабушке и дедушке. Она не хотела такой же судьбы, как у Марии. Лучше сразу рубить это всё на корню. И она никому клятвы не давала...
- Я поживу у родителей, пока ты не придешь в себя, - заявил Сергей, собирая вещи.
***
Он приходил, пробовал с ней поговорить, в конце концов на её требование он честно признался, что это была просто интрижка. Приходили и родители Сергея, умоляли простить сына, не разрушать брак из-за его ошибки, не прогонять Сергея ради сына, но Таня была непреклонна. В конце концов в какой-то момент он оставил её в покое. А Татьяна тем временем подала на развод.
- Ну и что ты добилась? - её мать Антонина осуждающе смотрела на дочь. - Теперь ты будешь разведенкой с ребенком. Неужели нельзя было ради сына сохранить брак?
- Пусть я буду разведенкой с ребенком, но с чувством собственного достоинства, которого, к сожалению, не было ни у бабушки, ни у тебя. Мой сын не будет смотреть на то, как его мать плачет по ночам от измен мужа. Мой сын не будет видеть ссоры и ругань.
Мать тогда её не поддержала, даже будто бойкот устроила. Она не понимала, почему нельзя простить мужа. Такие как Сергей на дороге не валяются. Но Таня всё равно развелась с мужем. Она не собиралась играть в семью ради сына.
Он вырастет и поймет её.
Удивительно, но едва получив развод, Сергей будто бы потерял интерес к Саше. В скором времени Татьяна узнала, что его зазноба Светлана беременна и, не прошло полугода после развода, как Сергей на ней женился.
- Значит, с ней ты голодом жить не будешь, так? - она припомнила бывшему мужу тот день, когда он кричал, чтобы она прервала беременность. - Наверняка ты ей говорил те же слова, верно?
Она усмехнулась, глядя в его глаза.
- А, нет, я поняла! Она даже не стала тебя спрашивать! - Татьяна рассмеялась. - А знаешь, может быть всё и к лучшему.
- Передай Сашке мой подарок, я пошел! - буркнул Сергей, оставив коробку с хоккейной формой в прихожей.
Это был последний его подарок сыну. Больше он не искал встречи с ним, а нынешняя жена Сергея не особо привечала у себя Александра. Мальчик был не глупым и всё понимал, потому больше к отцу не ходил. Алименты платит, и то хорошо.
Когда Саше исполнилось двенадцать лет, Татьяна второй раз вышла замуж. Отчимом для её сына стал прораб на стройке, где работала женщина. Иван был внимательным и чутким мужчиной. Но что больше всего радовало Татьяну - он очень и очень мало пил, был не конфликтным, и не бабником. Ребенка от первой жены брал к себе каждые выходные, помогал материально, и Таня в нем это ценила.
Они расписались тихо, не рассказывая об этом никому и не устраивая торжеств. У него за плечами был уже брак, да и Таня белое платье надевала. Не хотели они гулянок устраивать.
На день рождения матери Татьяна приехала с Иваном и с сыном поздравить юбиляршу, только тогда Антонина узнала, что дочь повторно вышла замуж. Этот поступок дочери она не одобряла. Отчего-то женщина по-прежнему считала, что у ребенка должен быть родной отец, а не отчим. А Татьяна припомнила ей своего родного отца и своё детство, сказав, что брак - это не тюрьма. И что в любой момент его можно расторгнуть, избежав наказания.
ЭПИЛОГ
Татьяна и сейчас живет с Иваном. Антонины не стало в 2012 году, но, уходя из жизни, она призналась дочери, что жалеет о том, что положила свою жизнь на алтарь клятвы отцу. Что надо было как Татьяна - рубить этот узел, который петлей завязывался на её шее, удушая и не давая вздохнуть полной грудью.
Сергей платил на Сашу алименты до восемнадцатилетия. С тех пор сын ничего о нем не слышал. Знал он, что есть у него сестра Юля, но никогда с ней не общался.
Каждый раз, играя с внучкой, Иван Геннадьевич думал о том, что бывший муж Татьяны самый настоящий глупец, который упустил счастье быть дедом такой прекрасной девочки. Но если бы не он, Иван Геннадьевич не обрел бы такую замечательную семью.
Рассказ основан на реальных событиях, имена изменены.
Благодарю за прочтение и поддержку автора.
Не пропустите новые публикации
#ХельгаОгонёкДуши
Чтобы прочитать рассказы Хельги — нажмите на хештег автора (красную строчку) или на картинку-ссылку в конце темы.
Рассказ опубликован с личного разрешения автора для группы ,,Огонëк души".
Нет комментариев