Фото: Liu zishan/Shutterstock/Fotodom.
Намного реже это «стена наоборот» - впадина, или провал с почти вертикальными стенками, который движется по океану. В этом случае корабль просто проваливается в бездну с концами.
Инженеры говорят: поскольку параметры таких волн досконально не известны, рассчитать такой корпус, чтобы выдержал, невозможно. Остается одно: избегать встречи с такими волнами.
Но как избежишь, если мы плохо понимаем, откуда они берутся?
ГИПОТЕЗЫ, ГИПОТЕЗЫ…
Начнем с простого вопроса: как часто они бывают? Данные противоречивы. С одной стороны, утверждается, что волна, зафиксированная в 2020 году, случается раз в 1300 лет. С другой, когда проводили эксперимент и смотрели на них со спутников, выявили сразу пару-тройку за несколько недель по всему земному шару. Нам только кажется, что вся планета под наблюдением, как же, столько спутников, и они постоянно фотографируют. На самом деле океан громаден, и большая его часть не только не посещается, но даже не наблюдается, и что там происходит, никто не знает.
Ученые выдвинули несколько гипотез. Самая простая – слияние обычных волн. Когда одна волна своим гребнем попадает на гребень другой, они как бы суммируются. Добавим сюда еще и еще… Но что заставляет волны складываться? Расчеты говорят, что это почти невероятно (вот и Араго так думал).
Более изящна другая гипотеза: обычные волны как бы фокусируются, а «линзами» выступают … течения. Но и тут расчеты не подтверждают. Впрочем, если добавить ветер, который тоже станет своеобразной линзой, то вполне может быть.
Наконец, третья гипотеза – как раз о ветре. Согласно ей, сложение волн происходит не в воде, а в воздухе. Ветровые волны объединяются, после чего компактный «ветер-убийца» порождает «волну-убийцу».
ФИЗИКИ ИЩУТ ОТВЕТ
Поразительно, но российским физикам (в первую очередь Александру Дьяченко) еще в нулевые годы удалось получить математическую модель такой волны, и она совпадала с реальными волнами. Это редчайший случай, когда у нас есть математическая модель, но не очень понятен физический механизм.
Изучая волну 2020 года, ученые пришли к выводу, что громадную роль играют случайности. Должно совпасть множество факторов. И не всегда понятно, каких именно.
С другой стороны к тайне подбираются оптики, ведь свет – тоже волна. Решив уравнение Шредингера (это тот, который с котом), исследователи поняли, что теоретически возможны очень странные одиночные пучки света, которые они назвали солитонами. В 2010 такой солитон, световой, получили в лаборатории, а через год и на воде.
Как видим, наука прямо-таки атакует проблему, и многое стало понятно. Кроме одного: где конкретно возникнет следующая волна-убийца, и как успеть увести оттуда корабли.
ИХ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ
Самые последние новости о таких волнах: они могут быть вчетверо выше, чем мы когда-либо наблюдали. Где-то в стороне от маршрутов коммерческих судов, где их никто не видит, они именно таковы. По океану мчится стена воды высотой под сто метров. Страшно даже представить.
А, возможно, даже и не надо представлять. Спорное (но не опровергнутое) исследование говорит о том, что с развитием глобального потепления волн-убийц станет все больше. Воочию увидим! Помните, мы упоминали, что волны могут фокусироваться на течениях, как на линзах. Исследование исходит именно из этой гипотезы. Верна она или нет – но невольно верится. Климат очевидно стал «дурным», погодных аномалий все больше.
Что же касается Бермудского треугольника, особых сомнений, что именно волны-убийцы погубили корабли и самолеты, нет. Да, и самолеты тоже – ведь, как уже говорилось, волна в воде – а с нею волна и в воздухе. Ждем исследования, где по-новому соберут и объяснят все достоверные факты о треугольнике.
КСТАТИ
Существует ли Девятый вал?
В общем да. Но он не обязательно девятый. Еще древние заметили, что волны не одинаковы по высоте. Взаимодействуя друг с другом, волны взаимно гасятся или взаимно усиливаются. Именно это явление мы называем солитон (см. выше), и да, девятый вал – это волна-убийца в миниатюре. А вот дальше начинается легенда. Греки говорили, что «злая» волна – каждая третья, римляне – каждая девятая. И были чуть ближе к истине. Наука говорит, что волна максимальной высоты с большей вероятностью окажется 7-й, 8-й или 9-й, чем, например, пятой.
В ТЕМУ
Проблема Бермудского треугольника нуждается в тщательном анализе: почему волны-убийцы чаще возникают именно там, все ли инциденты достоверны. А вот подтвержденные случаи гибели кораблей от таких волн. В 1978 году волна-убийца высотой в 20 метров разрушила лихтеровоз MS Minchen. В 1980-м – нефтерудовоз MV Derbyshire, в обоих случаях погиб весь экипаж. А вот советскому кораблю Картли относительно повезло, его накрыло у берегов Шотландии в 1991-м, часть экипажа удалось спасти. Несмотря на все вышесказанное, иногда корабли каким-то образом уворачиваются от убийцы почти без разрушений, как, например, судно ВМС США Рамапо в 1933, хотя его накрыло волной в 34 метра.
Автор: Евгений АРСЮХИН
#огонëк_душисмирупонитке
Нет комментариев