Наше время
Маша весело хрустела ароматным крендельком и с наслаждением запивала его горячим чаем. Она то переставала жевать и прикрывала от восторга свои ясные синие глаза, то откусывала еще кусочек и чуть ли не мурлыкала – так ей было вкусно!
- Нравится? – с улыбкой спросила дочку Анна.
Она напекла много крендельков и первый, горяченький, сразу же дала девочке. Ведь непоседа Маша ни секунды не могла усидеть спокойно, когда увидела, что мать замешивает тесто. Каждые пять минут она заглядывала на кухню – а вдруг уже крендельки готовы?
- Оооочень нравится, - воскликнула девочка, - а можно еще?
Анна кивнула и протянула дочке самый румяный. Матери было приятно, что Маша так любит её выпечку. Звонко хрустит, чаем прихлебывает, а сама чуть не подпрыгивает от радости – точь-в-точь, как когда-то маленькая Аня сидела на кухне родительского дома и ела мамины крендельки.
- Мамуль, тебя бабушка Люба научила такую вкуснятину печь? – спросила Маша, доедая второй крендель.
- Да, она рассказала мне свой секретный рецепт! - с улыбкой ответила мать и налила себе чаю. Ей и самой не терпелось почувствовать вкус той самой выпечки, что был ей знаком с детства. – Придет время, и я поделюсь этим замечательным рецептом с тобой.
- Здорово! – воскликнула девчушка, и глаза её засияли. – Мам, а крендельки, что в детстве пекла тебе бабушка, точь-в-точь такие же?
- Такие же… вкусные, - хитро улыбаясь, ответила Анна, - этому рецепту больше ста лет. Женщинам в нашем роду всегда удавалась выпечка. Моя бабушка, Дарья Семеновна, даже во время войны при страшном дефиците продуктов умудрялась печь бесподобные крендельки.
- Так это баба Даша выдумала волшебный рецепт? – спросила Маша, смешно шевеля носиком. От свежевыпеченных вкусняшек так вкусно пахло! Но осилить еще хоть одну штучку она уже не могла.
Анна рассмеялась и покачала головой. Нет, рецепт выдумала не баба Даша, и даже не прапрабабушка Аграфена, что в конце девятнадцатого века открыла собственную пекарню.
- Знаешь, мой дядя Боря, родной брат твоей бабушки Любы, вёл дневник, - произнесла Анна, - а еще он изучал историю нашего рода и записывал в дневник свои находки и размышления. Чуть повзрослеешь, и я дам тебе почитать эти записи. Там много интересного…
- Дядя Боря писал историю рода… про крендельки? – нахмурилась девочка.
- И про них тоже, - снова рассмеялась мать, - волшебные крендельки прославили фамилию Вороновых, и нет в нашем роду женских рук, что не месили бы то самое волшебное тесто по старинному рецепту.
- А покажи мне дневник дяди Бори! – попросила девочка. Ей было всего семь лет, читать она уже умела.
Мать достала толстую потрепанную тетрадь из сумки со старыми фотографиями и протянула её дочери. Маша полистала желтые страницы, исписанные мелким почерком, и вздохнула.
- Да уж, мне не разобрать, - вздохнула девочка, - а ведь так было бы интересно узнать про пекарню бабушки Аграфены, и откуда вообще взялся этот рецепт.
- Потихоньку разберешься, - с улыбкой ответила мать и погладила дочку по кудрявой макушке. Она вспомнила, как сама впервые прочитала дневник своего дяди, который явно обладал даром рассказчика. Может быть, он что-то и преувеличил, а всё же старался как можно более достоверно поведать потомкам о носительницах старинного рецепта. Первой известной стряпухой знаменитых крендельков была крепостная Марфа…
1880 год, усадьба Вороновых
Марфа была на особом счету у господ Вороновых. Ценила её молодая барыня за умение искусно стряпать. Руки у Марфы были большие, крепкие, а пальцы ловкие. Никогда Василиса Воронова на кухню не заходила – что госпоже там делать-то? А когда повзрослела она и поняла, что из-под рук неграмотной крестьянской бабы истинное чудо выходит, всё ж не выдержала и нос сунула.
- Что Вам подать, голубушка? – спросила Марфа, продолжая месить тесто. Как увидела она молодую госпожу, так лицо её красное расплылось в улыбке.
- Поглядеть хочу, как крендельки у тебя такие чудесные получаются, что вот рту тают, - произнесла Василиса и замерла. Она увидела, как огромные руки стряпухи творили что-то невообразимое с густой, пышной, ароматной массой.
И била Марфа тесто, и гладила. Затем будто бы разрубала мощной ладонью и проворными пальцами лепила из бесформенных комков расчудесные завитки. Рядом уже стоял полный противень крендельков, только из печи.
- Хотите, моя милая? – спросила Марфа. Она схватила голыми руками горячий крендель и протянула своей хозяйке.
Впервые отведав горячий сахарный крендель, барыня почувствовала, что у неё перехватило дыхание. К завтраку у них всегда была свежая выпечка, но как же вкусно съесть горяченькое! С того самого дня Василиса всегда приходила на кухню, чтобы отведать вкуснятину прямо с пылу с жару.
На выпечку в доме Вороновых съезжалась вся округа. Знали друзья господ, что стряпуха местная чудеса творит. И особенно сахарные рогалики бесподобными получаются.
- Отдай мне эту стряпуху, никаких денег не пожалею, - сказала однажды старая графиня Анастасия Павловна Полозкова.
- Не могу, Ваша светлость, Марфа ещё моему батюшке принадлежала, его вкуснятиной потчевала, - покачала головой Василиса. - Анастасия Павловна, потому не обижайтесь, а Марфу я не отдам, - улыбнулась Василиса.
Два раза в неделю навещала старая графиня молодую соседку, всегда к завтраку поспевала. Хозяйка щедро поила её чаем, угощала свежей выпечкой, а гостья всё просила и просила ей Марфу отдать. Большие деньги сулила, даже камни какие-то драгоценные.
- Не могу, Анастасия Павловна, никак не могу, батюшка слово с меня взял за Марфой приглядеть, не обижать её и обходиться с ней хорошо, - все отказывалась Василиса, хотя и понимала, что не следует ей с капризной гостьей ссориться. Ведь ездила к ней графиня не просто так, а присматривалась как к невестке будущей.
- Вот смотрю и думаю, а не больно ль строптивую жену я своему Андрюшке нашла, - проворчала Анастасия Полозкова будто бы себе под нос, а все ж так, чтобы быть услышанной.
Шептала она что-то, бубнила недовольно, а всё ж не забывала выпечку в рот заталкивать, да несчетным количеством чая запивать. А хозяйка всё думала, как бы гостью уважить, но обещания, данного отцу не нарушить.
- Ваша светлость, в особом почете у нас Марфа за умения свои и службу верную Вороновым, - начала девушка, - живет она в доме, как часть нашей семьи.
- Так и в графской усадьбе почет ей обеспечен будет, коли станет радовать нас выпечкой своей,- ответила гостья.
- Не выйдет, - покачала головой Василиса, - обещано Марфе, что замуж за нашего Кузьму пойдет. Эти ж двое глаз друг друга не сводят. Вот и сведу я их, домом одарю, пусть живут и детей растят.
Надулась гостья, как индюшка, фыркать стала, что слово крестьянке для Василисы дороже, чем желание будущей свекрови. Неужто никак не уважит будущая невестка мать жениха своего?
- А пришлите-ка к нам свою кухарку, - улыбнулась Василиса, - побудет на нашей кухне денек, Марфа её вмиг премудростям и обучит.
Хотя и обиделась графиня на отказ отдать ей стряпуху, а всё ж не стала она отказываться от предложения Василисы. И впрямь – почему бы безрукой Глашке не поучиться у чудесницы Марфы над тестом колдовать?
Шепнула Василиса Марфе, что надо старую графиню уважить, с Глашкой рецептом поделиться. Покачала головой стряпуха, сказала, что вряд ли что путное из этого выйдет.
- Неужто секретный такой рецепт? – удивилась Василиса.
- Да рецепт-то немудрен, - вздохнула Марфа, - но мало какие руки с ним сладят.
- Марфушечка, ну постарайся, - взмолилась хозяйка, - старуха ведь не отстанет от меня. Требует тебя в свои хоромы отдать, чтоб ты ей прислуживала, крендельки пекла. А ты ведь знаешь, что мы с Андреем Полозковым сговорились, куда уж мне его матушке перечить?
Кивнула работница и сказала, что сделает все, что сможет. Поблагодарила её Василиса, да только рано радовалась девушка. Разгневалась старая графиня, потребовала Марфу наказать по всей строгости.
- Плохой рецепт дала Глашке твоя Марфа! – возмущалась Анастасия Павловна. – Дать бы ей под нос то месиво, что моя стряпуха по настоянию твоей сотворила, только провизию перевела!
Побежала Василиса к Марфе, стала спрашивать, отчего так вышло, что Глашка не смогла вкусных крендельков напечь. Стряпуха лишь плечами пожала.
- Там, милая моя, и учить-то нечему, - развела руками Марфа, - всё самое простое беру. Нет особенной науки..
- Так почему-ж у Глашки не вышло-то? - воскликнула хозяйка.
- Да руки у неё не те, голубушка! - ответила стряпуха. – Говорю я ей, крутое тесто делай, а чтоб вокруг пальцев вилось легко. Катай, говорю верно, чтоб не распадалось и жар средний делай, чтоб сахар не горел. А эта дуреха в муке извалялась, и стоит глазами хлопает непонимаючи!
Прыснула со смеху молодая барыня, как представила глупую Глашку в муке, а за ней и Марфа расхохоталась своим прерывистым басовитым смехом. Посмеялись, хотя и невесело дела складывались. Отказалась графиня Полозкова сына своего младшего женить на Василисе Вороновой. Да дело и не в Марфе было, более привлекательную и богатую невесту нашли они.
И хотя упустила молодая аристократка выгодную партию, она не грустила. Была она хороша собой, да и отец состояние оставил. Будут еще женихи, в том она и не сомневалась. А через два года узнала новость, с которой прибежала к Марфе.
****
Марфа была замужем за кузнецом. И жили они отдельно. Теперь стряпуха потчевала кренделями своего мужа, но и про Василису, что когда-то её хозяйкой была, не забывала. Частенько наведывалась в усадьбу Вороновых с корзиной сахарной выпечки.
- Марфушечка! Марфа, милая! – закричала Василиса. – Я тут такое узнала.
- Вы будто черта увидели, - всплеснула руками женщина, - что стряслось-то?
- Андрюшку Полозкова помнишь? Бог миловал, Марфа, беду от меня отвел тогда!
- Что же вышло?
- Головой он тронулся, на матушку свою с ножом кидался! Слуги еле спасли старуху, оттащили буйного сына!
- И где ж теперь Андрюшка-то?
- В лечебнице… для душевнобольных!
Ахнула Марфа, а Василиса все продолжала рассказ. Как оказалось, не просто так разбушевался молодой граф. Были в их роду и другие несчастные с той же бедой. Один из старших братьев Андрея тоже всю жизнь провел в заточении под наблюдением семейного лекаря, и лишь недавно скончался.
- Страшно и думать, какие дети у нас с ним могли бы народиться, - покачала головой Василиса.
***
Кузьма и Марфа, став свободными, взяли фамилию бывших господ. Так поступали многие крестьяне, что из крепостных, так как своих фамилий не имели. Василиса, узнав об этом, не огорчилась. Впрочем, и от слез не удержалась, вспомнила о том, что роду Вороновых по линии её отца суждено прерваться. Она была единственной наследницей дворянской фамилии. Роди она сына, он, скорее всего будет носить фамилию мужа.
Марфа родила пятерых детей. У Вороновых было четыре сына и старшая дочь Аграфена, рожденная в 1882 году, по-простому Груша или Груня. Аграфена с малых лет интерес проявляла к кухне, рано стряпать научилась. А уж те самые сахарные крендельки у неё еще слаще, чем у матери получались.
Кузьма выдал Грушу в семнадцатилетнем возрасте за небогатого проезжего купца, что Филиппом звали, очень приглянулась ему девушка. По каким-то странным причинам захотел он взять фамилию жены, и стал купцом Вороновым.
- Филипп Воронов очень ладно звучит, - заявил супруг, когда Груша спросила, с чем связано такое решение.
- Да я и не против, - ответила Аграфена, - но я ж и твоей родной фамилии не знаю. Стыдишься ты чего? Отчего её скрываешь?
- Да чего ж мне стыдиться! – воскликнул Филипп и перевел разговор на другую тему.
Деньги у купца водились, а всё ж как-то не держались. Как-то прознала Груша, что играет в карты её муженек, крепко поссорились тогда супруги. Клялся Филипп не играть больше, а всё ж не мог завязать со своей пагубной страстью.
Чувствовала Аграфена, что беда близка, но не понимала, откуда ждать горя. Прожили они чуть больше года. Однажды утром проснулась она, услышав, как муж в спешке собирает вещи. Наскоро поцеловав жену, он указал ей на шкатулку, в которой лежат деньги и направился к выходу.
- Прощай, любовь моя, Бог даст свидимся, - сказал Филипп, - если спросят, где я, скажи, что уплыл в Америку на золотые прииски.
- В какую Америку? – воскликнула Груша. – Какие еще прииски?
- Если мне улыбнется удача, я разбогатею и вернусь, - ответил муж и грустно улыбнулся, - а если нет…не поминай лихом.
С этими словами Филипп покинул дом, в котором оставил свою молодую жену. Не сразу поняла Груша, в каком бедственном положении оказалась. А как осознала, что осталась одна, так разрыдалась, что долго не могла успокоиться.
И всё же самые большие горести ждали её впереди. Сначала она узнала о том, что дом, который муж купил после свадьбы - заложен. Ей предстояло выплачивать за Филиппа огромные долги, которые он наделал из-за игры в карты. Если же она их не выплатит, то лишится дома.
Но и это еще было не самой страшной бедой. Женские дни у Аграфены никогда не отличались регулярностью, а тут и вовсе прекратились. Вскоре женщина с ужасом поняла, что беременна. А как в то время одной, да без мужика? Мало того, что брошенная жена, так еще и с приплодом? На шею к матери и отцу?
Не хотела она, чтобы жалели ей. У неё все же оставались какие-то деньги, да и драгоценности, подаренные мужем. Поняла она, что без решительного шага не выжить ей самой, да и ребеночка своего не вытянуть. Потому, проплакав несколько дней, однажды утром Аграфена встала с постели, сгребла все свои драгоценности и отнесла их к скупщику в соседнюю лавку.
По пути домой Груша заказала в мастерской огромную вывеску. И уже на следующий день на её доме красовалась красочная надпись огромными буквами «Пекарня Аграфены».
Сначала девушка замешивала тесто и пекла булочки да кренделя сама. С детства знала она простой рецепт теста, из которого получалась выпечка, сводившая с ума всех, кто её пробовал. Взяла она себе на подмогу сообразительную девчушку, пожелала обучить её всему. Умницей была та, а все ж не получалось правильное тесто.
- А ты кого-нибудь из наших возьми, - посоветовала мать, когда рассказала ей Аграфена о своем деле, - Ульке вон всего четырнадцать, а очень толковая! Ручищи сильные, в нашу родову пошла.
Марфа, конечно, пришла в ужас, узнав, как поступил с её дочерью зять. Но заламывать руки не стала, чтобы не огорчать еще сильнее Грушу. Знала она, что самой дочери не справиться с пекарней, сама тоже помочь ей не могла. Потому и посоветовала ей Ульяну взять на подмогу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ под картинкой.
#ХельгаОгонёкДуши
Ссылка на страницу автора в конце темы
Нет комментариев