– Конечно, его приняли. Орденоносец, спортсмен, отличный пулемётчик, гранатометчик – солидные рекомендации при зачислении в отряд. У него появились новые друзья, помимо тех ребят, с которыми он служил, учился в школе и техникуме. Стас умел дружить – он не терял людей, которыми дорожил. Перемены в жизни не мешали ему поддерживать отношения с ними, – рассказывает Нэлла Васильевна.
Не забывал Стас и родную школу. Летом, уже после поступления в ОМОН, пришёл к ребятам на вручение аттестатов – хотел поздравить их. Школьникам запомнилась эта встреча.
« Мы собрались в кабинете мировой художественной культуры, пили кофе, шёл обычный разговор, и вдруг он начал говорить о войне. Мы насторожились, уже тогда нам было известно, что он был в Чечне, был ранен. Всем, кто тогда был в кабинете, запомнились его последние слова: «Матерей жалко». Зашли радостные выпускники, и разговор был прерван. Стас вышел, а мы еще долгое время были под впечатлением от этой фразы », – писала Александра Щёголева, выпускница школы №34.
Станиславу Амелину было 20 лет, когда его снова отправили на войну. В составе сводного отряда милиции особого назначения он отправился в Урус-Мартановский район Чечни, в село Гехи-Чу в 30 километрах от Грозного. Нэлла Васильевна вспоминает, что он ничего плохого не ждал от этой поездки – успокаивал её, говорил, что всё будет в порядке.
После гибели Джохара Дудаева в Чечне продолжались обстрелы позиций федеральных сил со стороны боевиков и минирование дорог. И 5 июля командование федеральных войск приступило к снятию блокпостов на западе Чечни. Уже 8 июля командование приостановило операцию до начала разоружения незаконных вооружённых формирований. Но они так не выполнили договорённостей. И на следующий день, 9 июля, напали на Гехи-Чу, где находились кузбассовцы.
« Группа бойцов ОМОНа на бронетранспортёре попала в засаду. Машина подорвалась на мине, противник атаковал, используя гранатомёты и стрелковое оружие. Завязался тяжёлый бой. Несколько человек были ранены. И в этой непростой ситуации бывший десантник Станислав Амелин проявил отвагу. Под шквальным огнём врага он эвакуировал раненых из бронетранспортера. Метким выстрелом Станиславу удалось подавить огневую точку бандитов. Но пуля настигла и его. И раненый сержант милиции принял решение сражаться до последнего вздоха. Очередной выстрел снайпера - и пуля прошила грудь. Жить ему оставалось секунды. Но, понимая, что отход товарищей в безопасное место зависит только от его действий, сержант милиции Станислав Амелин, истекая кровью и задыхаясь, сумел всё же несколько раз повторить по рации: «Вызываю огонь на себя, вызываю огонь на себя… », – написано о гибели 20-летнего героя в книге «Мне не выйти из боя», изданной ГУ МВД по Кемеровской области.
Станиславу Амелину посмертно присвоили звание Героя России.
Когда сын погиб, Нэлла Васильевна еле выстояла. Но страшное горе не сломало её. Она продолжила помогать российским солдатам и их семьям. Работала в детском саду для глухих и слабослышащих детей. Рассказывала о своём сыне детям и подросткам, помогла создать экспозицию в школьном музее – о герое ведь должны знать. Позднее школу №34 назвали именем сержанта милиции Станислава Амелина.
– В Москве на встрече солдатских матерей одна женщина рассказала, что во время боёв в Грозном пропал её сын. Муж поехал его искать и тоже пропал. Их так и не нашли. Это страшно. Я всегда могу прийти на могилу к Стасу, поплакать о нём. А у неё и многих других женщин, потерявших своих детей на этой войне, такой возможности нет, – вспоминает Нэлла Васильевна. – Всегда были рядом со мной люди, которым нужно помочь. Те, кому ещё больнее. И я помогала, спасалась этим.
Нэлла Васильевна говорит, что солдатские матери понимали друг друга с полуслова, потому что чувствовали одно и то же. Горе было общим. Поэтому эти женщины дружат до сих пор.
Сестра Станислава, Настя, после вуза стала экспертом-криминалистом в полиции. Пошла по стопам брата, которым всегда гордилась. Многие друзья после гибели Стаса отправились на службу – военную или государственную. Выбрал для себя полицию и его близкий друг, Леонид. Сейчас он уже дослужился до подполковника, а Нэлла Васильевна стала крёстной матерью его сына. Другой товарищ, Александр, отправился служить в ОМОН и тоже был на войне. Сражался геройски, был ранен и, к счастью, вернулся домой. Леонид, Александр и многие другие постоянно приходят в гости к матери Стаса, они стали для неё сыновьями.
Коллеги из отряда особого назначения тоже не забывают о матери героя: бойцы ухаживают за могилой Стаса, установили памятную табличку на доме, где он жил, и посадили под окнами две рябины. У дома на Терешковой, 5 каждый год собираются десантники в свой праздник – отдают дань памяти погибшему герою, который тоже носил голубой берет.
Сержант Амелин навсегда зачислен в списки Кемеровского ОМОНа, остался другом, сыном, братом – таким же дорогим, как и при жизни. Станислава так помнят и любят, что смерти для него нет. С настоящими героями такое случается.
Комментарии 3