Борис Васильевич Стерлигов
советский летчик, один из основоположников штурманского дела в СССР, генерал-лейтенант авиации. Главный штурман ВВС. Родился в Москве в семье учителя гимназии. После окончания гимназии с золотой медалью в 1918 г. поступил в Петровскую (Тимирязевскую) академию на инженерный факультет. В марте 1920 г. был направлен в ряды РККА и стал курсантом Петроградской технической артиллерийской школы. С сентября 1920 г. на Южном фронте участвовал в боях против Врангеля, а затем против банд Махно. Летом 1921 г. был зачислен слушателем Высшей военно-педагогической школы в городе Москве, по окончании которой работал преподавателем пехотно-пулеметных курсов в городе Баку. Весной 1923 г. направлен в распоряжение Главвоздухофлота на Центральный аэродром в Москве и назначен помощником начальника Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС). В октябре 1926 г. приказом Реввоенсовета Центральный аэродром преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА, а часть ЦАНС стала аэронавигационным отделом (АНО) института, начальником которого был назначен Б.В.Стерлигов. Его усилиями аэронавигация из наземных станций была переведена на самолеты, разрабатывалось совместно с промышленностью, устанавливалось на самолеты и испытывалось в полетах новое аэронавигационное оборудование, отрабатывались полеты по компасу с расчетом курса перед вылетом. В период с 27 июня по 9 августа 1926 г. был выполнен перелет по аэронавигационным приборам на самолете «Р-1» по маршруту Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Севастополь - Киев - Москва. В 1928 г. приказом Реввоенсовета No.150 Б.В.Стерлигову присвоено звание «старший летчик-наблюдатель». С его участием разрабатывались средства навигации полетов ночью, над морем, в облаках и за облаками. В начале 1929 г. в АНО приехал авиаконструктор А.Н.Туполев и сообщил о решении Советского правительства послать его самолет «АНТ-4» в перелет из Москвы в Нью-Йорк. Сформировали экипаж: командир экипажа С.А.Шестаков; морской летчик Ф.Е.Болотов; бортмеханик Д.В.Фуфаев; штурман Б.В.Стерлигов. Подготавливался и испытывался самолет, навигационные приборы и карты. Перелет начали в 2 часа ночи 23 августа из Москвы через Сибирь - Хабаровск - Николаевск - Петропавловск - Атту - Уналашка - Сюарт - Ситка - Вотерфолл - Сиэтл - Сан-Франциско - Солт-Лейк-Сити - Чикаго - Детройт - Нью-Йорк. Всего пройдено 20612 км за 141 час 33 мин. Всего в пути 74 дня, меняли шасси - 12, попловки - 6, моторы - 20. В начале 1930 г. вышло в свет первое Руководство по воздушной навигации. Разрабатывались вопросы аэронавигации больших групп самолетов и аэронавигации в бомбометании, организовывал воздушные парады над Красной площадью. В начале 1930 г. приказом начальника ВВС РККА начальник АНО НИИ объявлялся начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА. В апреле 1932 г. было утверждено новое Наставление по аэронавигационной службе (НАНС-32). Разрабатывалась аэронавигация и боевое применение слепых полетов. В 1936 г. утверждено новое Наставление – НШС-36, содержащее указания по вождению соединений, применению радионавигации, по действиям штурманской службы в бою применительно к разным видам авиации. По предложению Б.В.Стерлигова в декабре 1939 г. был сформирован 85 бомбардировочный авиаполк, подготовленный для слепых полетов, командиром которого он был назначен. 26 лекабря 1939 г. полк начал боевые действия по бомбардировке финских объектов, выполняя полеты к цели и обратно в облаках с выходом в район цели по расчетному времени под облака и прицельным бомбометанием. За 76 дней пребывания на фронте 85 полк летал на боевые задания 68 дней и совершил более 300 боевых вылетов. За этот же период другие авиачасти, не имевшие оборудования и экипажей для полетов в сложных условиях, могли летать только 6 суток, а все остальное время ждали летной погоды. В 1940 г. было разработано наставление по штурманской службе – НШС-40. В нем содержались подробные наставления по самолетовождению в облаках и организации ЗОС - Службы наземного обеспечения самолетовождения. С этими Наставлениями наша авиация вступила в войну. Б.В.Стерлигов непосредственно участвовал в организации налета советских бомбардировщиков на Берлин 22 августа 1941 г. В 1942 г. он разработал аэронавигацию воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по лендлизу. 1 мая 1943 г. Б.В.Стерлигову присвоили звание генерал-лейтенанта. 7 июня 1943 г. приказом No.68 командующего ВВС КА было введено, подготовленное Б.В.Стерлиговым на основе опыта войны, новое Наставление по штурманской службе – НШС-43. С этим наставлением авиация воевала до конца войны. К концу войны благодаря штурманской службе надежность навигации повысилась по сравнению с довоенным временем более чем в четыре раза, надежность выхода на цель в пять раз, меткость бомбометания на 74%. Б.В.Стерлигов был назначен Главным штурманом-организатором первомайского авиационного парада 1945 г. над Красной площадью (это был его 12 воздушный парад над столицей). Б.В.Стерлигов руководил штурманской службой при разгроме Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г. В течение этой войны наши ВВС совершили более 22000 самолетовылетов и все они были выполнены в штурманском отношении образцово несмотря на сложную гористую местность и погоду. В сентябре 1945 г. его наградили орденами Суворова 2 степени и Кутузова 2 степени. Главным штурманом ВВС он был до осени 1947 г., а затем переведен в Военно-воздушную академию на должность заместителя начальника штурманского факультета. В 1950 г. уволен из рядов Советской армии по состоянию здоровья. Написал книгу: Маршрутами мира и войны. Записки авиаштурмана. Москва: Издательство ООО «АЛЕВ-В», 2001, 384 страницы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев