Бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, связанных со священными и мистическими ритуалами.
Когда на земле появился первый бубен, об этом сейчас точно никто сказать не может, сколько столетий прошло с тех пор неизвестно. Возможно, его история началась с того времени, когда древний человек, чтобы сделать себе одежду, выучился выделывать шкуры, для этого натягивая их для сушки на деревянную раму.
Считается, что бубен появился в Средней Азии в бронзовом веке, примерно во втором-третьем веках до нашей эры. В Скандинавии предком бубна является облегчённый, символический бронзовый щит, с которым танцевали шаманы. Таких щитов, совершенно непригодных для боя, немало нашли в Дании и Швеции, как и изображения шаманов, пляшущих с ними в руках. На самом деле такие щиты использовали, по найденным археологами экземпляром, буквально по всей Европе, от Ирландии до Венгрии, от Швеции до Италии. Нет точных сведений, что во время танцев по щиту били, но предполагается, что это очень возможно, потому что бубны по всему миру использовались для священных обрядов не только как зрительный символ солнца и луны, но и как музыкальный инструмент. Точно известно, что с щитами в руках танцевали жрецы в Древнем Риме, осенью и весной.
В Турции найдено изображение женщины, играющей на бубне, которому около восьми тысяч! А вот в Египте он появился много позже, во времена Нового Царства, форма у бубна могла быть как круглая, так и квадратная, и с ним в руках танцевали именно женщины. У цыганок бубен долго был женским инструментом безо всякой мистической подоплёки. Бубен давал возможность любой девушке выступить с танцем, когда её попросят, не разыскивая музыкантов себе в помощь, а на мембрану бубна легко было ловить монеты, которые кидали ей в награду. Лёгкий в переноске и обращении, бубен давал большую степень свободы цыганке и был той музыкой, которая всегда с тобой.
На Руси бубен также был известен с архаичных времен, когда еще не было государственности, люди были объединены племенными союзами и поклонялись языческим богам. Русские бродячие музыканты говорили: гармонь без бубна — сирота, а бубен без гармони — круглый сирота. Игра на гармошке без сопровождения ритмом считалась скучной, за ритм и отвечал «бубнист». Русский бубен не только хлопали ладонью — развлекая зрителей, музыканты ударяли по нему самыми неожиданными частями тела, вроде локтей и колен, по-разному колотили в мембрану специальной колотушкой.
Музыкальные инструменты играли немаловажную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов. Искусствоведы получили из древних летописей достоверные сведения об употреблении бубнов на Руси, относящихся к X веку нашей эры, описывающих военные походы князя Святослава Игоревича. Очень почитались у русских людей в ту пору огромные ратные бубны. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Ратные бубны, бывшие очень больших размеров и для перевозки которых требовалась сила четырех лошадей, представляли собой металлические котлы, обтянутые кожей. Назывались такие бубны набатами или тулумбасами. Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром с оплеткой из кожи на другом. Такие колотушки назывались вощагами. Ратный бубен был в дружине у каждого воеводы, а по количеству бубнов определялось численность войска.
В эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками. А любимым развлечением у русского народа была Медвежья потеха, имеющая древнее происхождение. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне. В то же самое время широкое использование бубны имели у потешных людей-скоморохов, которые не только веселили народ, давая различные представления, но и были обязательными участниками различных жизненных событий. Скоморохи хранили познания древнерусских языческих жрецов-волхвов, умели лечить и предсказывать будущее, а также участвовали в языческих обрядах и игрищах.
Церковники и светская власть были недовольны такой деятельностью скоморохов. На них начались гонения, а их инструменты были объявлены бесовскими. И в середине XVII века, по особому повелению князя Алексея Михайловича, скоморохов стали отправлять в ссылку и даже казнить, а скоморошьи музыкальные инструменты, в том числе бубны, собирать и уничтожать. Русская национальная музыка понесла чувствительные потери.
Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, находит применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев