Познание окружающего мира ребенком начинается с восприятия предметов (их формы, цвета, величины, вкуса, запаха). Цветовосприятие – одна из составляющих развития ребенка. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Дети осваивают цвета в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; позже к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра. В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов.
Наблюдения логопедов-практиков показывают, что дети с недостатками в развитии речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их различают. Сходные цвета они могут называть одним общим словом (например, словом «белый» называют все малонасыщенные цвета). Дети дошкольного возраста с нормально развитой речью используют слова для обозначения оттенков («красноватый», «светло-желтый» и т.д.). Дошкольники с недоразвитием речи часто не знают даже названия основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Таким образом, у детей с недоразвитием речи необходима работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Привлечение внимания ребенка к краскам окружающего мира открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Знакомство детей с цветом - это восприятие предметов окружающего мира в единстве со словом, их обозначающим. Важно помнить, что дошкольники связывают цвета с определенными предметами: зеленый - трава, желтый – солнышко и. т. д. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Умения различать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию речи, зрительного и слухового внимания.
Основным средством сенсорного воспитания в дошкольной педагогике уже очень много лет считаются дидактические игры. Они является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Игры на развитие цветовосприятия способствуют развитию произвольного внимания, развитию речи, накоплению сенсорных впечатлений, формированию различных сенсорных эталонов.
Для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей в домашних условиях можно использовать следующие игры:
Игра «Цветные чашечки и блюдца»
Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).
Даем ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.
Например: «Маша, найди, пожалуйста, для вот этой красной кружки такую же красную тарелочку». Можно немного изменить инструкцию: «Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».
Игра «Цветные домики»
Для игры потребуются цветные кубики.
Строим из кубиков несколько домиков разных цветов. Можно изменить инструкцию: строить домики с деталями определенных цветов. Просим ребенка озвучивать свои действия: «Я строю красный домик». «Я строю желтую крышу».
Игра «Веселые бусины»
Для игры понадобятся вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.
Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности. Можно сделать свою аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины. Просим ребенка озвучивать свои действия: «Я приклеиваю красную бусину», «Я приклеиваю синюю бусину».
Игра «Цветной паровозик»
Для игры понадобятся конструктор и маленькие фигурки зверей.
Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.
Взрослый предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.
Игра « Художник»
Игры с цветом можно использовать для закрепления корректируемого звука.
Например, закрепление звука Р в слове «красный» и словосочетаниях с эти словом. При этом происходит расширение словаря, развитие ассоциативного мышления.
Взрослый рисует в центре листа кляксу красного цвета. Предлагает ребенку придумать предметы, которые бывают красного цвета. Ребенок называет, взрослый схематично изображает эти предметы вокруг кляксы. Затем составляются словосочетания.
Эта игра может иметь другие варианты.
Придумать предметы со звуком «р» , которые бывают красного цвета (помидор, рыбка, ведро, шар, мухомор,..). Здесь уже развиваем фонематические представления.
Назвать предметы, про которые говорим «красный», «красная», «красное», «красные». Таким образом, упражняем в согласовании прилагательного с существительным в роде.
Аналогично проводим упражнения с другими цветами.
«Путешествие в Красную Страну»
Эту игру рассмотрим так же на примере закрепления звука «Р» в слове красный.
Взрослый приглашает ребенка отправиться в Красную Страну: «Как ты думаешь, какого цвета предметы в Красной стране?» Далее взрослый прикрепляет на «карту» страны предметные картинки, а ребенок составляет словосочетания со словом «красный»: красное солнце, красное небо, красная трава, красный дом, красная река и т.д.
Затем с опорой на вопросы или предметные картинки ребенок составляет рассказ. Например. Однажды Рома оказался в Красной Стране. Там все Красного цвета. На красном небе светит красное солнце. На Красной траве сидят красные жуки. В красной реке живет красная рыбка. И т.д.
Игра «Я начну, а ты продолжи…»
Учить детей согласовывать существительные с прилагательными так же можно, используя названия цветов.
У меня…(показ картинки) розовая роза.
У меня нет…розовой розы.
Я вижу …розовую розу.
Я любуюсь… розовой розой.
Я мечтаю… о розовой розе.
Игра «Веселый художник»
Учить детей образовывать сложные прилагательные так же можно с помощь. Названий цветов.
Взрослый показывает детям картинки, раскрашенные двумя красками. Например, платье в белую и желтую полоски. Рассказывает, что это платье не желтое и не белое, а желто-белое. Просит ребенка рассказать, какое платье по цвету.
Для закрепления звуков берем названия цветов с нужными звуками.
Игра « Слушай внимательно»
На примере названий цветов можно развивать слуховое внимание, упражнять в подборе родственных слов, закреплять звуки.
Взрослый читает стихи, просит услышать «белые» слова, запомнить и назвать их.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
В чистом поле, белом поле
Было все белым бело.
Потому что это поле
Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.
И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.
Был он черен словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу черен…
Весь сплошная чернота. (Б.Заходер)
Игра «Составь рассказ».
Развиваем связную речь на основе упражнения в составлении описательных рассказов.
Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет. Просит назвать какого он цвета. Рассказать, что есть у этого предмета и описать его. При затруднении - помощь в виде вопросного плана.
Пример: Это голубая бабочка. Она красивая и легкая. У нее четыре голубых крылышка
Игра «Фантазеры»
Развиваем связную речь, воображение с использованием названий цветов.
Данное упражнение хорошо проводить во время занятий продуктивной деятельностью. Предлагаем ребенку выбрать краску (карандаш, пластилин, лист бумаги) любимого цвета и пофантазировать, что можно нарисовать (слепить, вырезать) из материала этого цвета.
Например. У меня лист оранжевой бумаги. Давайте представим, что из него можно вырезать любой оранжевый предмет. Что бы вам хотелось вырезать? Представьте это и скажите: «Я бы вырезал из оранжевой бумаги... оранжевое солнце». (Каждый ребенок предлагает свой вариант.)
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «красногрудые снегири», «серый волк», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «пожелтеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.
#КМП_ДОАСОШ#Образование72.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев