И важнейшей из них наряду с гостеприимством, значимостью и развитостью родственных и земляческих связей является почитание старших.
До установления русской администрации управление делами сельской общины у различных народов Кавказа осуществлялось советом старейшин, куда входили пользовавшиеся наибольшим уважением почтенные представители составлявших сельскую общину фамилий. Выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. В их ведении находились вопросы повседневной жизни, требующие решений административного и частично, судебного характера: распределение общественных земель, устройство дорог, определение срока начала полевых работ и размер штрафа за его нарушение, разбор мелких проступков и преступлений, не повлекших кровопролития, разрешение споров. Судопроизводство осуществлялось на основании норм обычного права, а у народов, исповедовавших ислам, еще и с учетом шариатских норм. Если же пролилась кровь, то сельская община была заинтересована в недопущении или прекращении кровной мести. И задача примирения кровников также возлагалась на самых уважаемых представителей старшего поколения.
Главным критерием при выборе старейшин, как отмечает А. Г. Булатова на примере рутульцев, населяющих высокогорную часть Южного Дагестана, была безупречная репутация. На это же указывает название совета старейшин у другого народа Дагестана — лакцев: «марц | арамтал» (буквально — «честные мужчины»). Исследователи быта осетин отмечают особый авторитет, которым пользовались почтенные старики, решавшие общественные вопросы на «ныхасе» — древнем органе осетинского сельского самоуправления.
Непререкаемым авторитетом пользовались старики у вайнахских народов. Помимо того что в каждом селении были старейшины, решавшие спорные вопросы, определявшие вид наказания за проступки, существовал еще и общечеченский совет старейшин — «мехк кхел», куда входили наиболее уважаемые представители от девяти основных внутриэтнических подразделений чеченцев — тукхумов. Они собирались для коллективного решения важнейших вопросов, касавшихся всего народа.
Характерной чертой абхазского этикета, как указывает Я. С. Смирнова, было подчеркнутое уважение к старшим. При самых старших не лежали, не сидели, не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. Старшим оказывали уважение такими знаками внимания, как помощь при мытье рук и ног, при отходе ко сну и т. д.
Отношение к старшим может выступать в некоторых случаях в качестве отличительного признака кавказца. Приведу пример из собственного опыта. Во времена студенческой юности случилось мне работать в археологической экспедиции, раскапывавшей курганы в степи недалеко от Махачкалы. Экспедиция состояла из московских и украинских исследователей и студентов. Я был в ней единственным дагестанцем. В один из первых дней моего пребывания там в лагерь зашел председатель сельсовета, мужчина лет пятидесяти — пятидесяти пяти. Ему надо было переговорить с начальником лагеря по какому-то делу. Тот же в это время отъехал в город, но должен был вот-вот вернуться, и пришедший к нему человек решил его подождать. Было время обеда, и студенты-практиканты, разместившись вдоль длинного стола, стоявшего во дворе, собирались приступить к еде. Стол был поставлен так, чтобы тень от деревьев и обвитой виноградом решетки защищала сидевших за ним людей от палящего летнего солнца. Гость же стоял, переминаясь с ноги на ногу, на самом солнцепеке, поскольку ему негде было сесть. Никто на него не обращал никакого внимания. Хотя я был там новым человеком и еще не освоился как следует, тем не менее спокойно сидеть я не мог и, встав со своего места за столом, предложил гостю пообедать с нами. Он поблагодарил и вежливо отказался, что было вполне предсказуемо, поскольку, будучи местным жителем, он наверняка уже пообедал у себя дома.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1