Голи́цыно — город районного подчинения в Одинцовском районе Московской области России.
Первые упоминания о Голицыно относятся к 1870 году и напрямую связаны со строительством железной дороги Москва—Смоленск—Брест. Новая железная дорога связала Россию с Европой и принесла огромную выгоду Российскому государству.
На 41-й версте от Москвы была построена станция «Голицыно», названная в честь княжеского рода — Голицыных, чья усадьба находилась неподалёку от станции. Станция состояла из деревянного двухэтажного здания, платформы и нескольких домов для обслуживающего персонала. Со строительства станции и началась история города.
В 1891 году при станции создаётся корзиночная мастерская. Крестьяне окрестных деревень издавна занимались плетением корзин. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, они вынуждены были изготавливать больше продукции, что приводило к ухудшению её качества. Чтобы промысел не развалился, Московское земство и известный деятель С. Т. Морозов пришли на помощь крестьянам, создав мастерскую. Мастерская обучала кустарей правильному ведению дел. Помимо изготовления мебели, здесь плели корзины для переноски угля и кокса, что имело большое значение при развитии промышленности.
На заре XX века землями в районе речек Вязём управлял князь Дмитрий Борисович Голицын. Из 8000 десятин земли, принадлежавших князю, 6700 находились под лесом. Держать землю под ним становилось невыгодно, и владелец принял решение о строительстве показательного дачного поселка с целью в дальнейшем выгодно продать участки.
Территорию поселка прорезают 13 проспектов, проездов и шоссе. Названия их либо указывают направление (Петровское шоссе — к селу Петровскому), либо соответствуют именам членов семьи князя (Голицынский, Дмитриевский, Екатерининский, Малый Екатерининский, Борисовский, Владимирский проспекты). Сам посёлок получает название «Голицынский городок». Застраивается, как правило, территория южнее станции Голицыно, отрезанная от основных земель князя железной дорогой.
В период с 1906 по 1910 г. в поселке строятся: новый каменный вокзал, двухэтажное здание гимназии, платформа при железной дороге, проезжие и пешеходные мосты по проспектам, абиссинские колодцы, проспекты освещаются газовыми фонарями. В 1908 г. там, где протекала речка Вязёмка, был вырыт пруд и построена плотина, через которую был переброшен живописный «горбатый мостик». «Голицынский городок» широко рекламировался, но несмотря на это, поселок строился довольно медленно, причиной тому была высокая стоимость участков, которые продавались за наличный расчет и в рассрочку.
В 1912 г. грузооборот станции Голицыно составил полтора миллиона пудов в год. В основном перевозились дрова и кирпич. Первое время на железной дороге установились тарифы, выгодные промышленникам.
Сильно возрастала потребность в кирпиче. В городах строились многочисленные кирпичные заводы, работавшие на местном сырье. Начал работать и кирпичный заводик купца Максимова в Голицыне. Изготовление кирпича в нем производилось вручную. Обилие дешевой рабочей силы делало ручной труд более выгодным, чем применение машин.
Осенью 1917 г. в Голицыне побеждает советская власть. В конце ноября был создан поселковый совет, который возглавил большевик Петр Петрович Волков. В годы гражданской войны на станции Голицыно, 28 сентября 1918 г., начала формироваться третья стрелковая дивизия, которую возглавил Н. В. Куйбышев, брат В. В. Куйбышева, и в состав которой вошли жители
поселка, села Вяземы и деревни Кобяково. В дальнейшем она действовала против войск Деникина и Врангеля. Частная гимназия в Голицыне после революции стала трудовой школой, была передана отделу просвещения во вновь образованном Наркомате путей сообщения и начала называться Голицынской железнодорожной школой. Долгое время она была единственным культурным учреждением в поселке.
Перепись 1926 г. зафиксировала в поселке городского типа 1497 жителей, кроме школы отмечены горсовет и больница.
На основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 02 сентября 1931 года за № 765 с местом расположения в посёлке Голицыно и селе Успенское, Одинцовского района, Московской области образован Московский зоотехнический институт коневодства (МЗИК), где находился до оккупации в 1941 году, после освобождения территории от оккупации в 1943 году был воссоздан, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 12 мая 1943 года за № 510. Имел учебное хозяйство рядом с институтом, хороший коровник с силосной башней на 300 тонн, показательная конюшня с 30-ю чистопородными лошадьми верховых, рысистых и тяжеловестных пород, манеж для показа животных и занятий со студентами. Также занятия проходили на базе 1-го Московского конного завода.[2] На основании Постановления Совета Министров СССР от 5 августа 1954 года переведен в город Ижевск, Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики (УАССР) и реорганизован с 1 сентября 1954 года в Ижевский сельскохозяйственный институт (ИжСХИ), ныне Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» (сокращенное наименование — ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА)
В 30-е годы Голицыно избрали местом творчества советские писатели. В 1932 г. небольшой двухэтажный дом Ф. А. Корша перешёл к Литфонду и стал «домом творчества союза писателей». Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведения М. Алигер, К. Паустовский, М. Шагинян, А. Малышкин, А. Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, К. Тренёв, А. Фадеев, А. Твардовский, В. Катаев, Э. Казакевич. Последние дни жизни здесь провел Антон Макаренко. 1 апреля 1939 г. он скоропостижно умер в вагоне поезда, следовавшего из Голицына в Москву. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Более тридцати лет бессменным директором дома творчества была Серафима Ивановна Фонская, написавшая книгу «Дом в Голицыне», в которой рассказала о жизни тех писателей, с которыми ей пришлось здесь познакомиться. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г., после семнадцатилетней разлуки с родиной, в Голицыне в комнате на одной из дач с сыном Георгием жила Марина Цветаева. Здесь же находилась дача поэта и переводчика Арсения Тарковского. В послевоенные годы Голицыно становится крупным промышленным пунктом. В 1949 году началась реконструкция станции, все железнодорожные пути были электрифицированым.
#историямосквы #историямосковскойобласти #МКАД #бурениескважиннаводу #Воскресенск #городВоскресенск #историягорода #загородныйдом #живувдоме #бурениескважины
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев