Отрывок из второй книги про лечение психосоматических болезней
Если мы убедились, что регрессия и перепроживание проходят достаточно эффективно, можно ударить по более сложным мишеням – по эмоциональным потерям, которые мы выявили, либо на этапе диагностики, исходя из таблицы, либо из анализа протокола сеанса. В этом смысле регрессия, в чем-то будет напоминать экзорцизм, так как наша задача – окунуть клиента в эмоциональные переживания (это принципиально отличает работу с потерями и горем, так как здесь наибольший акцент идет на эмоциональное высвобождение).
Надо понимать, что подобные запросы так или иначе будут всплывать в психотерапии, так как, убирая слой за слоем текущие эмоциональные проблемы клиента, он постепенно будет подходить к ядру своей личности, вне зависимости от того, каким изначально был его запрос. Таким образом, в ряде случаев нам проще сразу перейти к эмоциональным потерям.
К работе с эмоциональными потерями мы переходим, либо в случае, если у человека уже достаточно ресурса, чтобы справиться с переживаниями, либо, наоборот, если он с большим трудом погружается в возрастную регрессию (так как эмоциональные потери могут стать достаточно сильным стимулом, чтобы запустить данный процесс).
Сама работа с потерями может осуществляться в двух стратегиях.
1. При наличии ресурса. Если у клиента есть ресурс для проживания эмоциональной потери, то мы можем сразу обратиться к самой тяжелой из ситуаций, работая с ней с помощью эмоционально-образной терапии. Далее мы переходим к менее эмоционально-заряженным потерям.
2. При отсутствии ресурса. Если у клиента ресурса на проживание той или иной потери нет, а, попадая в травматическую ситуацию, он не знает, что делать и его захлестывают эмоции, тогда мы можем, наоборот, начать с наиболее «простых» ситуаций (например, с потерь домашних животных или вообще какой-нибудь вещи). После этого мы переходим к уже более сильным потерям.
Работа с потерями может иметь значение для любого запроса, так как, в соответствии с теорией объектных отношений, мы склонны проецировать наши предыдущие отношения с базовыми фигурами (родителями) на текущие отношения практически с любыми объектами (в том числе и воображаемыми, типа «успеха» или «денег»). В таком случае можно заметить, что клиент, испытывающий обиду на мать, может также обижаться и в повседневных отношениях, а работа с потерей позволяет трансформировать данные отношения в более позитивные.
Надо понимать, что если мы решили отдельно прорабатывать ситуации потери, то их анализ все равно производится в рамках общего когнитивного анализа. Это означает, что, если в той или иной ситуации потери доминирующим чувством была, например, обида, то в дальнейшем, заполняя протокол сеанса, следует добавить данную ситуацию в цепочку, связанную с чувством обиды, если мы такую цепочку отображали раннее. В дальнейшем это будет способствовать когнитивному анализу и нахождению взаимосвязей.
» Заказать книги Геннадия Иванова — https://ast.ru/authors/gennadiy-ivanov--itd051354/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев