Второй принцип относительно одежды
Всемогущий Аллах упомянул второй принцип относительно одежды, используя слово (смысл) «одеяние», своего рода украшение и благопристойность для вас. Красота человека находится в его платье. Поэтому платье должно быть хорошо скроено и сшито, чтобы человек, носящий его, чувствовал непринужденность и удовольствие. Оно не должно плохо сидеть или не подходить человеку, чтобы не внушать отвращение другим людям. Оно должно быть в достаточной мере приличным и привлекательным.
Допустимо надевать дорогостоящую одежду, чтобы сделать себе приятное
Иногда человек пребывает в сомнении относительно одежды, которую он должен надеть. Если он надевает дорогостоящую одежду, то это может быть расточительством. Если он выбирает обычную одежду, то насколько обычным она может быть? Ученый ас-Санави посоветовал нам носить одежду, которая должна полностью скрывать интимные места и в то же время обеспечивать определенный комфорт телу. Нет никакого вреда в ношении такой одежды. К примеру, совершенно дозволено ради комфорта надевать одежду, сшитую из тонкой ткани. Таким образом, человек покупает предмет одежды стоимостью 15 условных единиц за метр ткани вместо 10 условных единиц за метр, потому что эта стоимость находится в пределах его средств, и он думает также о том, что в дополнение к удобству, такая одежда также его порадует. Это не является расточительством, ни грехом. Совершенно дозволено носить подобную одежду.
Богатый человек должен носить приличную одежду
Для богатого человека нехорошо одевать поношенную и третьеразрядную одежду. В хадисе рассказывается об одном случае, что однажды некий человек обратился к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллам) и был одет в очень потертую и неприглядную одежду. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллам) спросил его: «У тебя есть какое-то имущество?» Он ответил: «Да». Пророк (саллаллаху алейхи уа саллам) спросил его: «И что это за имущество?» Тот ответил: «Аллах дал мне всякого рода имущество: верблюдов, коз, лошадей и рабов». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи уа саллам) сказал ему: «Если Аллах наделил тебя таким имуществом, то что-то из него (какой-то результат этого) должен быть виден и в твоей одежде».
Другими словами, не должно быть такого, что человек, наслаждающийся дарами Аллаха, появляется одетым как нищий бродяга. В некотором смысле это показывает неблагодарность к дарам Аллаха. Таким образом, это не будет грехом, а совершенно дозволенным поступком — купить такую одежду из того, чем тебя наделил Аллах, которая обеспечит комфорт и порадует того, кто носит ее.
Иногда Пророк (саллаллаху алейхи уа саллам) надевал дорогую одежду
Простые люди обычно называли Пророка (саллаллаху алейхи уа саллам) «Пророком в черной накидке (плаще)», и поэты в своих стихах придали большую известность этому атрибуту (его одежды). Это совершенная правда, что он большую часть своей жизни предпочитал простую одежду. Передается о нем, что он имел обыкновение надевать одежду из грубой ткани и носил толстый плащ. Но аналогично рассказывается о нем, что он однажды надел платье стоимостью приблизительно в две тысячи динаров. Так как каждое действие Пророка (саллаллаху алейхи уа саллам) становилось Сунной и частью Шариата для уммы, так и тут, это было его указание для таких слабых людей, как мы, что вполне дозволено надевать дорогое платье для комфорта и выражения благопристойности. Каждый свободен поступать так же.
Показная роскошь и совершение действий напоказ не дозволено
Иногда человек покупает и надевает дорогую одежду с намерением продемонстрировать окружающим, что он может позволить себе надеть такую дорогую одежду, потому что он очень богатый человек и превосходит других. Он может сделать это, чтобы показать свое величие и превосходство перед другими. Все эти действия находятся в пределах определения «показная роскошь и совершение действий напоказ», которые полностью запрещены и незаконны.
Необходимость духовного наставника
Существует очень незаметное различие между этими двумя случаями ношения дорогой одежды — хочет человек просто сделать себе приятное или он хочет продемонстрировать другим свое превосходство. Кто может отличить одно от другого? Это может понять не всякий. Здесь необходим преобразователь и руководитель. Он может сказать — была ли дорогая одежда надета действительно, чтобы просто сделать себе приятное, или это был обман сатаны. Такой духовный наставник будет правильно руководить (человеком) в подобных случаях сомнения и подозрения. Это касается не только одежды, но других вопросов — таких, как еда, обувь, дом и т. д. Шейх Санави дал нам золотую формулу, чтобы понять это различие.
Воздерживайтесь от расточительства и гордости
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллам) выразил этот прекрасный принцип в следующем хадисе:
Его смысл: «Ешьте и носите то, что вам нравится, но воздерживайтесь от двух вещей: от расточительства и гордости».
Другими словами, намерение состоит в том, что человек одевается с желанием продемонстрировать свою одежду. Так что нужно воздерживаться от ношения предметов одежды, которые создают в нас гордость. Однако духовный наставник необходим, чтобы сказать, какая одежда приводит к расточительству и гордости.
Мы обсуждаем второй принцип одежды, который состоит в том, что одежда должна быть (благопристойной) приличной и красивой.
Оставаясь в этих пределах, вы можете делать, что вам нравится. Любая другая благопристойность и красота (одежды), выходящая за эти пределы, запретна.
Не гонитесь за модой
Люди сформировали в себе странную привычку к погоне за модой, независимо от того, подходит ли этот предмет одежды их собственному выбору и удобству. Единственный критерий выбора, который ими руководит, — это принимать то, что соответствует моде и отбрасывать все, что выходит из моды. К примеру, однажды длинные и свободные рубашки стали модными, так что в результате все люди не только носят их, но и превозносят их разнообразные достоинства. Когда стали модными короткие рубашки, они вытеснили длинные, и люди приняли это как нечто уникальное, забывая то, как они превозносили длинные рубашки. Неправильно выбирать пригодность или непригодность чего-то на основе моды. Согласно разрешению Шариата, вы свободны носить все, что вам нравится и соответствует вашим представлениям и удобствам.
Ешьте и носите то, что вам нравится
Существует популярная поговорка на языке хинди, в переводе она означает примерно следующее: вы можете есть то, что вы любите, но надевать вы должны то, что любит мир (большинство людей).
Исламский Шариат не поддерживает это утверждение. Вместо этого, он предписывает вам есть то, что вам нравится, и носить то, что вам нравится. Исламский Шариат позволяет вам есть и носить то, что вам нравится, если вы остаетесь в пределах границ, предписанных Пророком . Не дозволено носить ту одежду, которая стала модной и которая предназначена для выставления себя напоказ для других. Это совершенно запретно (харам).
Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи
Источник: darulfikr.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев