Считается, что впервые связь между Пасхой и зайцами возникла в Германии в XVI в. Символика зайца или кролика имеет в европейской культуре древние корни. Еще у древних римлян заяц входил в свиту богини Дианы. У народов Северной Европы, и у древних германцев в том числе, заяц был символом плодородия и сопровождал богиню плодородия и весны Остару. Ее праздник приходился на день весеннего равноденствия. В это время у зайцев начинался брачный период, и заметить их становилось легко.
В III—IV в., когда христианство начало распространяться на севере Европы, праздник зимнего солнцеворота трансформировался в Рождество, а день наступления весны стал Пасхой — Ostern. Яйцо стало важным христианским символом возрождающейся жизни. В результате возникла связь между Пасхой, яйцом и пасхальным зайцем (кроликом) — Osterhase. В отличие от обычных ушастых грызунов, такое существо может нести яйца.
В некоторых европейских странах существует традиция на Пасху сооружать в укромных уголках домов «кроличьи гнезда», в которых утром дети находят разукрашенные пасхальные яички, конфеты и печенье. Так заяц зажил в современной европейской мифологии своей собственной жизнью, став весьма популярным персонажем. Достаточно отметить, что в начале XIX века в магазинах игрушек продавались «заячьи комнаты» с множеством тщательно выполненных предметов. Такие экспонаты можно увидеть в мюнхенском музее Пасхального зайца. Образ пасхального зайца перекочевал вместе с немецкими поселенцами в Америку. Популярен он также в Австралии, где вместо непопулярного у местных фермеров кролика выступает один из бандикутов — сумчатый билби (Macrotis lagotis).
Нет комментариев