Общественники обвиняют власти в отсутствии реакции на этническую дискриминацию
Абдула Дибиров
В эти дни на фоне спецоперации, которую проводят силовики Азербайджана на севере страны, где в трех районах проживают аварцы.
Азербайджанские СМИ вдруг снова на этой волне начали писать о том, что в этом регионе «наблюдается рост религиозного фанатизма», который здесь «наряду с Нардараном приобретает уродливую форму и большие масштабы».
Зона постоянных зачисток
Один только Закатальский район на севере Азербайджана насчитывает 14 аварских деревень, а в целом в трех районах – Закатальском, Белоканском и Кахском – проживает около 300 тысяч этнических дагестанцев. Именно эти районы становятся объектами постоянных силовых операций со стороны властей Азербайджана.
Под видом борьбы с религиозным экстремизмом власти зачищают здесь всех неугодных, и слишком ретиво отстаивающих права коренного аварского населения. Периодически азербайджанские СМИ сообщают о задержаниях «исламистов» и «экстремистов» именно в этих районах имеющие отношение к ИГИЛ.
Под видом «экстремистов» в этих районах постоянно задерживают неформальных лидеров аварской молодежи. В середине 90-х в Баку был убит лидер аварской общины страны, депутат Милли меджлиса Али Анцухский.
В 2001 году после неудачной попытки главы Закатальского района Рафаэля Меджидова снести памятник имаму Шамилю, которому в этом помешала аварская молодежь, памятник был через несколько месяцев взорван.
«Подрыв свалили на «аварских националистов», а в адрес аварского населения этих районов со стороны местных органов власти постоянно начали высказываться требования покинуть эти районы с угрозами физической расправы.
Одновременно было арестовано несколько десятков представителей патриотично настроенной молодежи и несколько стариков, которые потом получили длительные сроки, а некоторые и пожизненное заключение за подготовку «свержения законного режима и провозглашения независимого аварского государства» на территории Белоканского, Закатальского и Кахского районов», - пишет Марко Шахбанов.
Скудная информация
На рост нетерпимости в районах исторического проживания аварцев на севере Азербайджана обратили внимание и дагестанские блогеры. Так Магомедгаджи Аличулав пишет о том, что раньше агрессивную реакцию властей вызывала дагестанская литература, которую читали местные аварцы.
«Теперь у них вызывает подозрение любой журнал, газета или книга, изданная на русском языке», - пишет блогер, добавляя – «Под особым вниманием находятся блогеры, пишущие и дискутирующие в соцсетях на русском языке».
Отметим, что в самих официальных СМИ найти информацию об истинном положении дел в этих районах Азербайджана практически невозможно по причине жесткой государственной цензуры. Однако в дагестанских СМИ эта проблема поднимается регулярно.
К примеру, проблема представленности этнических дагестанцев на руководящих должностях в Закатальском районе Азербайджана. Так, дагестанский автор Марко Шахбанов пишет, что с приходом к власти в Азербайджане Гейдара Алиева в 1993 году в районе был сменен глава.
Утвержденный главой района Рафаэль Меджидов в первые же годы своего руководства провел «почти полную очистку руководящих должностей от аварцев», заменив их на нахичеванских азербайджанцев.
Такая же ситуация разворачивалась и на уровне сел и городов района, - пишет Шахбанов. Так, глава города Закаталы аварец Жужу Ялиев был сменен опять таки нахичеванским азербайджанцем Тахиром Мамедовым.
Автор отмечает, что подобная дискриминация аварского населения района нарастала и на хозяйственных и других управленческих должностях района. А также в соседнем, Белоканском, районе.
Робкие попытки Дагестана
Дагестанские власти время от времени вяло напоминали или создавали видимость защиты прав этнических дагестанцев в Азербайджане в кадровом вопросе. Так, он приводит в пример поездку Хизри Шихсаидова в Баку в январе 2002 года.
Тогда Шихсаидов заявил, что в ходе встреч с президентом Гейдаром Алиевым и премьер-министром Артуром Раси-заде «с дагестанской стороны была выражена просьба о более активном выдвижении на руководящие должности в органах власти и управления Азербайджана граждан из числа этнических дагестанцев».
Несколько месяцев назад представители Закатальского района Азербайджана, отчаявшись добиться справедливости от властей, направили письма соотечественникам в Дагестане, а также послу России в Азербайджане.
«Сегодня мы чувствуем себя не совсем комфортно, забывая и утрачивая культурно-исторические ценности, общие с народами Дагестана. В мире существуют законы и нормы, регулирующие отношения между разделенными народами.
То есть, часть этноса, оказавшаяся в правовом полюсе, берет под свое крыло ту часть, которая без поддержки скоро вымрет. Так происходит и с нами. Но у нас остается надежда, что Республика Дагестан не забудет нас и будет предпринимать шаги в этом направлении», – пишут закатальцы.
Отсутствие реакции
Однако реальных шагов в плане отстаивания интересов аварцев в Азербайджане за последние 20 лет не было сделано ни разу. Все обращения и публикации о кадровой представленности аварцев в Азербайджане, остаются без ответа со стороны официальных структур Азербайджана.
Или, в крайнем случае, отделываются отписками, в которых содержится либо явно недостоверная, либо искаженная информация. В качестве типичного ответа автор приводит цитаты из материала Гульнары Инандж «Новые благодетели русских».
«Одной из претензий, озвучиваемых из Дагестана, является отсутствие представителей дагестанских народов в руководящих должностях, в том числе силовых структурах Азербайджана…
Так как в Азербайджане не принято спрашивать национальность, в том числе при трудоустройстве (это считается дурным тоном), сложно приводить точную цифру без проведения специального опроса», - отмечается в материале.
Хотя по словам Шахбанова, исследования в этой отрасли проводятся государственными органами Азербайджана, и узнать их при желании, которое в данном случае отсутствует, не составляет никакого труда.
В районе, где аварцы составляют около 80% населения, они после развала Советского Союза были смещены практически со всех руководящих должностей. Такая ситуация во всех трех районах исторического проживания аварцев в Азербайджане – Закатальском, Белоканском и Кахском.
Так, один из руководителей Исполкома Аварского национального совета Магомед Гусейнов заявляет, что политическая, экономическая и прочая власть в этих районах сконцентрирована только в руках выходцев из нахичеванского региона.
Культурная дискриминация
Такая же плачевная ситуация обстоит и в сфере сохранения аварцами Азербайджана и родной культуры. По словам закатальцев, преподавание аварского языка в их школах оставляет желать лучшего. Нет специализированных преподавателей и литературы по нему, - пишет Зульфия Гаджиева.
«Вообще родные языки преподаются как факультативные, по усмотрению директоров школ. Их поручают кому попало: хоть математику, хоть учителю физкультуры, т. е. тем, у кого нет учебной нагрузки. А тех, кто в языках что-то понимает, близко не подпускают. Такая же проблема и с русским языком», - отмечает автор.
Вместе с тем закатальцев беспокоит безработица в селах, где проживают этнические дагестанцы: «…вернувшись после службы в армии, молодежь не находит себе применения. Нет работы даже для людей, имеющих степень кандидата наук.
Этим людям только и остается уехать в Россию на заработки, чтобы хоть как-то содержать свою семью. А Россия, как известно, стала предъявлять все более жесткие условия пребывания в ней эмигрантов», - передает журналистка свидетельства местных жителей.
По их утверждению, там отсутствует периодическая печать на языках народов Дагестана
нет национальных театров, учебников родного языка. Также к этническим дагестанцам «раньше часто приезжали артисты из Дагестана, вот уже более 20 лет, как им тоже перекрыли дорогу».
«Нам просто не понятно, почему азербайджанские артисты могут посещать Дагестан и даже стать народными артистами Дагестана, а дагестанские артисты не могут посещать своих соотечественников в Азербайджане.
Также до 1999 года в парке культуры и отдыха Закатальского района проводили традиционные фестивали песен и танцев аварцев и других дагестанских народов. В 1999 году под различными предлогами запретили это мероприятие, и этот запрет существует до сегодняшнего дня», - пишет автор.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев