31 августа 1922 года. «Философский пароход» В этот день началась одна из самых драматичных страниц русской истории. Советская власть отправила в изгнание десятки крупнейших умов страны — философов, учёных, богословов, писателей. Суда, шедшие из Петрограда и Севастополя в Берлин и Константинополь, вошли в историю как «философский пароход». Кто был на борту? Это были не просто профессора — это были люди, определявшие духовный облик России: Николай Бердяев — философ свободы, автор книг о судьбе России и кризисе современности. Семён Франк — мыслитель, соединявший философию и православное богословие, автор «Духа христианства». Иван Ильин — философ права, сторонник сильного государства, мыслитель, на труды которого будут ссылаться многие политические деятели XX века. Лев Карсавин — философ и историк культуры, брат поэта-акмеиста Николая Гумилёва. Сергей Трубецкой, Николай Лосский, Фёдор Степун — представители целого направления религиозной философии. И это лишь малая часть. В общей сложнос...Ещё31 августа 1922 года. «Философский пароход» В этот день началась одна из самых драматичных страниц русской истории. Советская власть отправила в изгнание десятки крупнейших умов страны — философов, учёных, богословов, писателей. Суда, шедшие из Петрограда и Севастополя в Берлин и Константинополь, вошли в историю как «философский пароход». Кто был на борту? Это были не просто профессора — это были люди, определявшие духовный облик России: Николай Бердяев — философ свободы, автор книг о судьбе России и кризисе современности. Семён Франк — мыслитель, соединявший философию и православное богословие, автор «Духа христианства». Иван Ильин — философ права, сторонник сильного государства, мыслитель, на труды которого будут ссылаться многие политические деятели XX века. Лев Карсавин — философ и историк культуры, брат поэта-акмеиста Николая Гумилёва. Сергей Трубецкой, Николай Лосский, Фёдор Степун — представители целого направления религиозной философии. И это лишь малая часть. В общей сложности — около 160 человек. Почему их выслали? Официально: «элементы, вредные для революции». На деле — большевики не умели спорить. Они понимали, что слово философа сильнее газетного лозунга. Власти не могли их «переварить», а расстреливать было неудобно — ведь это была интеллигенция с мировым именем. Решение оказалось «удобным» — изгнание. Малоизвестный факт: Ленин лично курировал списки. Он писал в ЦК, что «лучше высылать, чем расстреливать». То есть это была сознательная стратегия — избавиться от мыслителей, но сохранить видимость «цивилизованности». Что было дальше? Россия потеряла не просто людей, а свою элиту мысли. В Берлине, Праге, Париже возникли целые русские философские центры. Там писали книги, читали лекции, воспитывали учеников. На Западе именно тогда сложился образ «русской философии» как особого явления — духовной, религиозной, глубокой. Среди «пассажиров» были не только философы, но и математики, экономисты, юристы, историки — фактически весь спектр интеллектуальной жизни. Многие эмигранты создали в Европе русские культурные общества, где помогали студентам-эмигрантам, устраивали лекции, издавали книги. Таким образом, именно они стали продолжателями русской культуры, пока на родине всё это было под запретом. «Философский пароход» — это символ того, как государство отрезало у себя собственную голову. Судьба России могла быть иной. Вместо споров, поиска, внутреннего развития — был выброшен целый пласт культуры. Сегодня мы вспоминаем об этом не ради упрёка, а ради понимания. Мысль — это не роскошь, не отвлечённость. Это цемент, связывающий народ и историю. Когда мыслителей изгоняют или убивают — страна теряет ориентиры и идёт вслепую. Послѣдній Русскій
Кстати, бесплатная медицина в России тоже появилась не в СССР, а при царе. Это была так называемая земская медицина. В Российской Империи сложилась трехзвенная структура врачебной помощи сельскому населению: врачебный участок—уездная больница—губернская больница. К 1910 году было создано 2686 врачебных участков, на службе у земств состояло 3100 врачей, при этом каждый врач в среднем обслуживал участок радиусом примерно 17 вёрст, где проживало 28 тысяч человек. Основоположник земской хирургии Александра Гавриловна Архангельская работала с 1883 года в Петровской участковой больнице Московской губернии. Делала до 700 операций в год (ампутации, трахеотомии; онкологические, урологические, глазные, акушерские операции, удаление полипов шейки матки). С 1885 по 1895 гг. провела 6 305 офтальмологических операций. Стационарная система дала толчок развитию земской уездной и участковой хирургии. В значительной степени этому способствовало внедрение методов асептики и антисептики. Земские врачи про...ЕщёКстати, бесплатная медицина в России тоже появилась не в СССР, а при царе. Это была так называемая земская медицина. В Российской Империи сложилась трехзвенная структура врачебной помощи сельскому населению: врачебный участок—уездная больница—губернская больница. К 1910 году было создано 2686 врачебных участков, на службе у земств состояло 3100 врачей, при этом каждый врач в среднем обслуживал участок радиусом примерно 17 вёрст, где проживало 28 тысяч человек. Основоположник земской хирургии Александра Гавриловна Архангельская работала с 1883 года в Петровской участковой больнице Московской губернии. Делала до 700 операций в год (ампутации, трахеотомии; онкологические, урологические, глазные, акушерские операции, удаление полипов шейки матки). С 1885 по 1895 гг. провела 6 305 офтальмологических операций. Стационарная система дала толчок развитию земской уездной и участковой хирургии. В значительной степени этому способствовало внедрение методов асептики и антисептики. Земские врачи производили ампутации конечностей, полостные, акушерские и даже нейрохирургические операции. Акушерская помощь рано выделилась в самостоятельную область земской медицины. При губернских земских больницах стали открываться глазные отделения. Под руководством врачей-психиатров в губернских больницах создавались психиатрические отделения. В 1884 году в Тверской губернии была открыта первая загородная колония для душевнобольных. Скорая медицинская помощь в России также начала формироваться еще в XIX веке. Первый опыт организованной эвакуации и медицинской помощи раненым в боевых условиях появился в 1860-х годах, когда начали адаптировать железнодорожные вагоны для перевозки больных и раненых. В 1873 году были разработаны первые международные стандарты оборудования санитарных поездов, а опыт массовой эвакуации раненных по железной дороге получил развитие во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Официальной датой создания первой городской станции скорой помощи в России считается 1899 год — именно тогда в Санкт-Петербурге начала работать первая специализированная станция скорой помощи, действовавшая при Мариинской больнице. Чуть позже, в 1903 году, подобная служба появилась и в Москве. Введение такой службы стало важной вехой в развитии российской городской медицины и послужило прообразом современных станций и отделений скорой помощи, которые развивались на протяжении всего XX века и были внедрены во всех крупных городах страны. В земской бесплатной медицине Российская Империя опередила многие страны мира, и иностранные врачи и медчиновники приезжали знакомиться с передовым русским опытом. Документ, прилагаемый к посту - скрин отсюда: Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы «Природа и Люди» № 47, 1913 года. Из статьи «Всероссийская гигиеническая выставка в С.-Петербурге» #русскаяистория
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 407
В этот день началась одна из самых драматичных страниц русской истории.
Советская власть отправила в изгнание десятки крупнейших умов страны — философов, учёных, богословов, писателей.
Суда, шедшие из Петрограда и Севастополя в Берлин и Константинополь, вошли в историю как «философский пароход».
Кто был на борту?
Это были не просто профессора — это были люди, определявшие духовный облик России:
Николай Бердяев — философ свободы, автор книг о судьбе России и кризисе современности.
Семён Франк — мыслитель, соединявший философию и православное богословие, автор «Духа христианства».
Иван Ильин — философ права, сторонник сильного государства, мыслитель, на труды которого будут ссылаться многие политические деятели XX века.
Лев Карсавин — философ и историк культуры, брат поэта-акмеиста Николая Гумилёва.
Сергей Трубецкой, Николай Лосский, Фёдор Степун — представители целого направления религиозной философии.
И это лишь малая часть. В общей сложнос...Ещё31 августа 1922 года. «Философский пароход»
В этот день началась одна из самых драматичных страниц русской истории.
Советская власть отправила в изгнание десятки крупнейших умов страны — философов, учёных, богословов, писателей.
Суда, шедшие из Петрограда и Севастополя в Берлин и Константинополь, вошли в историю как «философский пароход».
Кто был на борту?
Это были не просто профессора — это были люди, определявшие духовный облик России:
Николай Бердяев — философ свободы, автор книг о судьбе России и кризисе современности.
Семён Франк — мыслитель, соединявший философию и православное богословие, автор «Духа христианства».
Иван Ильин — философ права, сторонник сильного государства, мыслитель, на труды которого будут ссылаться многие политические деятели XX века.
Лев Карсавин — философ и историк культуры, брат поэта-акмеиста Николая Гумилёва.
Сергей Трубецкой, Николай Лосский, Фёдор Степун — представители целого направления религиозной философии.
И это лишь малая часть. В общей сложности — около 160 человек.
Почему их выслали?
Официально: «элементы, вредные для революции».
На деле — большевики не умели спорить. Они понимали, что слово философа сильнее газетного лозунга.
Власти не могли их «переварить», а расстреливать было неудобно — ведь это была интеллигенция с мировым именем.
Решение оказалось «удобным» — изгнание.
Малоизвестный факт: Ленин лично курировал списки. Он писал в ЦК, что «лучше высылать, чем расстреливать».
То есть это была сознательная стратегия — избавиться от мыслителей, но сохранить видимость «цивилизованности».
Что было дальше?
Россия потеряла не просто людей, а свою элиту мысли.
В Берлине, Праге, Париже возникли целые русские философские центры.
Там писали книги, читали лекции, воспитывали учеников.
На Западе именно тогда сложился образ «русской философии» как особого явления — духовной, религиозной, глубокой.
Среди «пассажиров» были не только философы, но и математики, экономисты, юристы, историки — фактически весь спектр интеллектуальной жизни.
Многие эмигранты создали в Европе русские культурные общества, где помогали студентам-эмигрантам, устраивали лекции, издавали книги.
Таким образом, именно они стали продолжателями русской культуры, пока на родине всё это было под запретом.
Судьба России могла быть иной. Вместо споров, поиска, внутреннего развития — был выброшен целый пласт культуры.
Мысль — это не роскошь, не отвлечённость. Это цемент, связывающий народ и историю. Когда мыслителей изгоняют или убивают — страна теряет ориентиры и идёт вслепую.
Это была так называемая земская медицина.
В Российской Империи сложилась трехзвенная структура врачебной помощи сельскому населению: врачебный участок—уездная больница—губернская больница.
К 1910 году было создано 2686 врачебных участков, на службе у земств состояло 3100 врачей, при этом каждый врач в среднем обслуживал участок радиусом примерно 17 вёрст, где проживало 28 тысяч человек.
Основоположник земской хирургии Александра Гавриловна Архангельская работала с 1883 года в Петровской участковой больнице Московской губернии. Делала до 700 операций в год (ампутации, трахеотомии; онкологические, урологические, глазные, акушерские операции, удаление полипов шейки матки). С 1885 по 1895 гг. провела 6 305 офтальмологических операций.
Стационарная система дала толчок развитию земской уездной и участковой хирургии.
В значительной степени этому способствовало внедрение методов асептики и антисептики.
Земские врачи про...ЕщёКстати, бесплатная медицина в России тоже появилась не в СССР, а при царе.
Это была так называемая земская медицина.
В Российской Империи сложилась трехзвенная структура врачебной помощи сельскому населению: врачебный участок—уездная больница—губернская больница.
К 1910 году было создано 2686 врачебных участков, на службе у земств состояло 3100 врачей, при этом каждый врач в среднем обслуживал участок радиусом примерно 17 вёрст, где проживало 28 тысяч человек.
Основоположник земской хирургии Александра Гавриловна Архангельская работала с 1883 года в Петровской участковой больнице Московской губернии. Делала до 700 операций в год (ампутации, трахеотомии; онкологические, урологические, глазные, акушерские операции, удаление полипов шейки матки). С 1885 по 1895 гг. провела 6 305 офтальмологических операций.
Стационарная система дала толчок развитию земской уездной и участковой хирургии.
В значительной степени этому способствовало внедрение методов асептики и антисептики.
Земские врачи производили ампутации конечностей, полостные, акушерские и даже нейрохирургические операции.
Акушерская помощь рано выделилась в самостоятельную область земской медицины.
При губернских земских больницах стали открываться глазные отделения.
Под руководством врачей-психиатров в губернских больницах создавались психиатрические отделения.
В 1884 году в Тверской губернии была открыта первая загородная колония для душевнобольных.
Скорая медицинская помощь в России также начала формироваться еще в XIX веке. Первый опыт организованной эвакуации и медицинской помощи раненым в боевых условиях появился в 1860-х годах, когда начали адаптировать железнодорожные вагоны для перевозки больных и раненых. В 1873 году были разработаны первые международные стандарты оборудования санитарных поездов, а опыт массовой эвакуации раненных по железной дороге получил развитие во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Официальной датой создания первой городской станции скорой помощи в России считается 1899 год — именно тогда в Санкт-Петербурге начала работать первая специализированная станция скорой помощи, действовавшая при Мариинской больнице. Чуть позже, в 1903 году, подобная служба появилась и в Москве.
Введение такой службы стало важной вехой в развитии российской городской медицины и послужило прообразом современных станций и отделений скорой помощи, которые развивались на протяжении всего XX века и были внедрены во всех крупных городах страны.
В земской бесплатной медицине Российская Империя опередила многие страны мира, и иностранные врачи и медчиновники приезжали знакомиться с передовым русским опытом.
Документ, прилагаемый к посту - скрин отсюда:
Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы «Природа и Люди» № 47, 1913 года. Из статьи «Всероссийская гигиеническая выставка в С.-Петербурге»
#русскаяистория