В турецком миллионном городе Диаярбакир - сравнимом по величине с Кёльном - солдаты сражаются с курдами. Более 100 человек убиты. Является ли Турция действительно той страной, которая сможет помочь нам в вопросе беженцев?
Диаярбакир: Слезоточивый газ над полицейскими КПП, вертолёты кружат в небе над Диаярбакиром, из блокированного района Сур слышны выстрелы. В центре южно-турецкой метрополии службы безопасности Турции предпринимают жёсткие меры против бойцов курдской рабочей партии РПК.
Со 2 декабря, с небольшим перерывом, действует комендантский час во многих частях старого города. Если перенести это на Германию, то это выглядело бы как боевые действия, ведущиеся бундесвером и полицией с начала месяца в блокированном центре Кёльна. Сейчас уже насчитывается более сотни убитых повстанцев. Число убитых бойцов РПК достигло 102 человек, сообщил в воскресенье представитель сил безопасности. Погибли так же два турецких солдата и пять мирных граждан.
Турция считается важнейшим партнёром, с помощью которого ЕС собирается справится с наплывом беженцев из Сирии. Не смотря на боевые столкновения, критика Турции, как кандидата на вступление В ЕС и партнёра по НАТО, стала тише. За Анкарой почти-что ухаживают на фоне кризиса беженцев.
Ещё в начале года правительство вело переговоры с РПК о мире. Между тем, в юго-восточных частях Турции преобладает состояние, аналогичное гражданской войне, с июля были убиты сотни человек. Бойцы YDG-Н, молодёжной организации РПК, роют окопы, строят баррикады и ведут боевые столкновения с силами безопасности.
Кроме Сур - старой части города Диярбакир, который был летом внесён в список Всемирного наследия, и в других четырёх районах на прошлой неделе был введён комендантский час. Согласно армейской информации, там были убиты десятки боевиков РКП. Премьер-министр Ахмет Давутоглу объявил, что борьбы с РКП будет вестись "за каждый квартал, каждый дом и каждую улицу".
"В этих домах нет террористов, там находятся гражданские люди", говорит Абдусселам Инцёрен, представитель Ассоциации по правам человека (ИБС) в Диярбакире. Он считает незаконным многодневный комендантский час - и обвиняет силы безопасности в нарушениях прав человека. "Они используют ракеты и танки. Они не принимают во внимание женщин, детей и стариков." Представитель ИБС в Юго-Восточной Турции убеждён:"Целью нападения является курдский народ." Инцёрен особенно удивлён тому, что "нет никакой реакции со стороны ЕС. Европа ни разу не осудила насилие."
У входа в запретную зону Сура полицейские прогоняют каждого, кто хочет приблизиться. На подъездной дороге стоят бронированные транспортные средства полиции и армии, рядом находятся силы безопасности в штатском, они имеют автоматическое оружие и их нельзя фотографировать. Хорош чувствуется нервозность. На КПП, расположенном на значительном отдалении от запретной зоны, немецкий репортёр и его местный проводник удерживались полицией 45 минут.
Перед запретной зоной на улицах высятся горы отходов, их вывоз не осуществляется уже много дней. Над окружной администрации, где доминирует про-курдская партия ХДП, висит чёрный флаг. Почти все магазины закрыты, торговцы собираются группами.
Вооружённый конфликт между турецким правительством и запрещённой Курдской рабочей партии (РПК) длится более 30 лет. До сегодняшнего дня погибло около 40 000 человек. С 1984 года РПК перешла к вооружённой борьбе и использованию взрывов за создание курдского государства или автономной области на юго-востоке Турции. В настоящее время РПК отошла от максимального требования - независимого государства.
Лидер РПК, Абдулла Оджалан, с 1999 года сидит на турецкой тюрьме на острове Имрали. Турция, ЕС и США признали РПК в качестве террористической организации. Сирийская филиал РПК - PYD - не находятся в списках террористических организаций ни в ЕС, ни в США, что вызывает критику со стороны Турции. США поддерживают PYD, снабжают его оружием в борьбе против против террористических отрядов ИГ.
Исламско-консервативное правительство и РПК пытались до сих пор начать мирный процесс, который был инициирован нынешним президентом, Реджепом Тайипом Эрдоганом. РПК объявил в марте 2013 года о прекращении огня, но в конце июля процесс провалился.
С тех пор конфликт между РПК и турецким правительством усилился. Армия регулярно совершает воздушные налёты; КРП совершает нападения на силы безопасности и дело доходит до боевых столкновений. Временный отказ от нападений со стороны РПК закончился вскоре после победы АКП на выборах 1 ноября.
В последние недели правительство проводит в городах на юго-востоке жёсткие действия против РПК. Силы безопасности и боевики РПК ведут тяжёлые бои. Власти постоянно объявляют о введении комендантского часа в провинциях Диярбакир, Мардин и Ширнак. От этого прежде всего страдает мирное население. Люди часто остаются в течение нескольких дней без воды и электричества и жалуются на нехватку продовольствия.
Правительство, состоящее из членов АКП постепенно предоставило курдам больше прав. Однако в государственных школах по прежнему не ведётся преподавание на курдском языке. Около 24 миллионов курдов живут в Турции, Ираке, Иране и Сирии. Они называют себя самым большим народом, не имеющем собственного государства. В Турции курды составляют около 18% от общей численности населения.
Ни один из собеседников-курдов не хотел, чтобы цитируя, называли его имя, слишком велик страх государства. "Мой бизнес не имеет значения. Там умирает человечность", сказал один торговец, указывая на закрытую зону. "В Западной Турции они наслаждаются жизнью, в то время как люди на Востоке умирают."
21-летний Седил Ченгиз был застрелен силами безопасности в минувший понедельник в Диярбакире, во время насильственных протестов против комендантского часа в Суре. На похоронах близкий родственник сказал, что студент были убит прицельно выстрелом в голову. Вопреки информации, предоставленной полицией, он не был вооружён. "Его убило государство." Правительство проводит "резню" курдов, которых оно считает животными. "Мы даже не граждане второго сорта".
На следующий день после смерти Ченгиза, другие демонстранты привели в действие взрывное устройство на дороге из города Диярбакир в город Сильван, расположенный в 80 км; трое полицейских были убиты. Взрыв настолько мощным, что одна полоса была полностью уничтожена. Дорогу к Сильвану в эти дни патрулируют бронемашины. Солдаты ищут на обочине дороги взрывчатые вещества.
С августа правительство вводило в Сильване шесть раз комендантский час, в последний раз он продлился 13 дней и закончился месяц назад. В городском районе Текел целые улицы напоминают зону военных действий, каждый дом имеет пулевые пробоины. Повреждения многих зданий характерны для обстрела из тяжёлого вооружения. "У нас не было ни электричества, ни воды, ни телефона, ни телефонной связи, ни интернета", сказал один пекарь. Снайперы обстреливали мирных жителей, которые хотели убрать тела убитых с улиц.
Другой житель сказал: "Знает ли ЕС, что правительство использует против людей танки? Почему ЕС не вмешиваются?" А его сосед сказал: "Полицейские перестреляли даже коров и собак. Какое преступление они совершили? Это показывает их ненависть." Спецназ оставил на стенах графити:". Если ты турок, гордись этим. Если нет, то подчиняйся." Местные жители закрасили это графити. И они начали восстанавливать свои дома - и даже если они не знают, когда насилие вспыхивает снова.
Во время недавних боевых действий было повреждено 800 домов, в 100 из них поживать невозможно, говорит Хамдие Билгич, руководитель городского совета в Сильване. За 13 дней силами безопасности было убито 8 человек. Она, как и многие другие курды, берёт под защиту бойцов YDG-H, которые с точки зрения правительства являются террористами. "Это люди, которые защищаются", говорит Билгич. Во время гражданской войне в 1990-х силы безопасности убили сотни людей в Сильване. "Те, кто борется сейчас, это их дети."
Билгич сказала, что она не верит, что президент Турции, Реджеп Тайип Эрдоган, хочет мира. "Он это только утверждает. Представьте себе страну, которая использует танки против своих собственных граждан." Руководитель совета говорит, что курды потеряли надежду на то, что ЕС выступит за прекращения насилия. Билгич опасается: "Это начало гражданской войны."
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2