Все лето мы будем публиковать здесь тексты и инфографику. Они посвящены людям, которые жили с IX по XIX век на территории современной России. Цикл создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone
Славянский старейшина IX века
В IX веке славянские племена, предположительно, делились на роды, которые возглавляли вожди — старейшины. Славянские поселения соседствовали со скандинавами-варягами и финно-угорскими племенами. Археология указывает на господствующее положение варягов в древних городах: их усадьбы и захоронения самые богатые.
Повесть временных лет рассказывает, что в IX веке часть славянских племен платила дань варягам, но потом прогнала скандинавов за Балтийское море.
Междоусобицы между славянскими родами вынудили старейшин родов позвать варягов обратно, чтобы править, судить и разрешать конфликты.
В 862 году из Балтики на реку Волхов прибыл легендарный варяжский конунг Рюрик и сел княжить в Новгороде. Видимо, Рюрику было мало роли арбитра: он подавил нелояльные местные элиты, славянских старейшин, чтобы укрепить власть. Славянские, угро-финские города и земли Рюрик отдал доверенным людям.
Через два года после варяжской узурпации власти новгородцы подняли восстание против Рюрика, о чем упоминает Никоновская летопись. Мятеж возглавил некий Вадим Храбрый, которого Рюрик убил.
Подробностей о Вадиме источники не сохранили. Летопись сообщает, что Рюрик расправился и с его советниками. Это значит, что Вадим был влиятельным человеком — старейшиной и, судя по прозвищу Храбрый, военачальником.
Историк Владимир Татищев предполагал, что Вадим мог быть внуком славянского вождя Гостомысла. Татищев ссылается на несохранившуюся рукопись Иоакимовской летописи.
Летопись сообщает, что после убийства Вадима из Новгорода хлынула волна политической эмиграции славянских элит в Киев, к отколовшимся от Рюрика варягам Аскольду и Диру.
Историки сомневаются в достоверности источников. Некоторые считают восстание Вадима отсылкой летописцев к вольнолюбивым настроениям новгородцев. Ученых смущает, что по археологическим данным на современном месте Новгород возник позже 864 года. Но можно предположить, что Вадим был вождем в Ладоге — первой столице Рюрика по версии Ипатьевской летописи. Восстание могло вспыхнуть и в прото-Новгороде — на месте нынешнего Рюрикова городища. Археологические данные, такие как зарытые монетные клады конца IX века, косвенно подтверждают сведения о политической и военной нестабильности на северо-западе Руси.
Имя героя, Вадим, необычно для славян. Историк Сергей Соловьев отмечал, что слово «Водим» обозначало «коновод», «передовой», «проводник». Ученый объяснял легенду о Вадиме поздними, но схожими событиями: в 1015 году князь Ярослав нанял в Скандинавии дружину варягов, которые притесняли новгородцев. Жители восстали и избили наемников. В ответ Ярослав призвал новгородских вождей на переговоры и вероломно убил — доминирование скандинавов над славянской элитой продолжалось и в XI веке.
Образ храброго славянского вождя Вадима ожил в эпоху раннего русского романтизма. Первой о противнике варягов вспомнила Екатерина II. Просвещенная императрица сделала витязя героем драмы «Историческое представление из жизни Рюрика». Вдохновленный легендой, драматург Яков Княжнин написал свободолюбивую трагедию «Вадим Новгородский». Но екатерининские чиновники не оценили произведение о народном лидере, восставшем против тирана. Цензоры конфисковывали тираж пьесы у книготорговцев и уничтожали.
Михаил Лермонтов посвятил Вадиму поэму «Последний сын вольности». К образу Вадима обратился Николай Карамзин в повести «Марфа Посадница». В его описании памятник старейшине стоял на вечевой площади Новгорода как символ новгородской вечевой демократии.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1