Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)
Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация.
Составление монограммы требует большой творческой изобретательности, если учесть, что она содержит не только конструктивное начало, но и является носителем определённого подтекста музыкальной композиции. Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах и дневниковых записях.
МОНОГРАММА, ПЕРЕЖИВШАЯ ВЕКА
Музыкальные монограммы существуют в сочинениях композиторов разных времён и народов. В эпоху барокко монограмма бытует чаще всего в составе тематического материала двух значительных музыкальных жанров – фантазии и фуги, достигших совершенства в творчестве И.С. Баха.
Фамилию BACH можно представить в виде музыкальной монограммы: си-бемоль (B) – ля (A) – до (C) – си-бекар (H). Она встречается часто в сочинениях композитора, растворяясь в музыкальной ткани, приобретая значение символа. И.С. Бах был глубоко религиозной личностью, его музыка – это богообщение (разговор с Богом). Композитор используют монограмму не для увековечивания своего имени, а для выражения своеобразного музыкального миссионерства.
Как дань уважения великому И.С. Баху, его монограмма звучит в сочинениях многих других композиторов. Сегодня известно более 400 произведений, композиционной основой которых является мотив BACH. Очень ярко слышна баховская монограмма в теме фуги Ф. Листа из его Прелюдии и фуги на тему BACH.
СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ОДНОЙ МОНОГРАММЫ
В XIX в. музыкальные монограммы являются интонационным началом многих произведений композиторов-романтиков, тесно соприкасаясь с принципом монотематизма. Романтизм окрашивает монограмму в личностные тона. Звуковые коды запечатлевают сокровенный внутренний мир творца музыкального сочинения.
В обаятельном «Карнавале» Р. Шумана на протяжении всего произведения слышно настойчивое варьирование мотива A-Es-C-H, в нем скрывается монограмма композитора (SCHA) и название маленького чешского города Аш (ASCH), где встретил юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает слушателю конструкцию музыкальных зашифровок фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».
СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ОДНОЙ МОНОГРАММЫ
В XIX в. музыкальные монограммы являются интонационным началом многих произведений композиторов-романтиков, тесно соприкасаясь с принципом монотематизма. Романтизм окрашивает монограмму в личностные тона. Звуковые коды запечатлевают сокровенный внутренний мир творца музыкального сочинения.
В обаятельном «Карнавале» Р. Шумана на протяжении всего произведения слышно настойчивое варьирование мотива A-Es-C-H, в нем скрывается монограмма композитора (SCHA) и название маленького чешского города Аш (ASCH), где встретил юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает слушателю конструкцию музыкальных зашифровок фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев