актуальная тема
- Как же ты живёшь без ватсапа?! - этот вопрос задаёт мне каждый, кто слышит, что я принципиально не хочу скачивать себе это смартфонное приложение, позволяющее быстро и дёшево обмениваться сообщениями.
И всякий раз оторопь берёт: сколько же народу нынче не то что жить - дышать без Интернета не может!
Впрочем, дело даже не в пресловутой интернет-зависимости. И речь сейчас пойдёт не о ней.
Сидит как-то вечером моя дочка-семиклассница за компьютером… Только вот не надо сразу меня обвинять в том, что ребёнок у меня зависимый от Всемирной паутины, а я никаких мер не принимаю. За компьютер она села после того как сделала домашнее задание, помогла по дому и погуляла.
Сидит себе, с кем-то оживлённо переписывается. Я вообще-то не любительница читать чужие письма, но краем глаза, проходя мимо, замечаю на мониторе:
- Привет!
- Привет.
- Чё в школе было?
- Да как обычно. Чё там у вас?
- Норм.
Мимоходом интересуюсь, с кем дочь так мило общается. Ожидаю услышать или имя какой-нибудь её подружки, или "да так, девочка одна, ты её не знаешь". Ответ дочери шокирует: "С Жипаргуль Турусбековной". - "Кто это?". - "Учительница".
Думала - шутит. Оказалось - ничего подобного. Семиклассница действительно переписывается в Интернете со своей учительницей. У которой в тот день, оказывается, был выходной, и ей очень захотелось узнать, что было без неё в школе.
- И что же, - слегка отойдя от шока, спрашиваю дочку, - вы всегда со своей Жипаргуль Турусбековной именно так разговариваете - "привет", "норм"?!
- Почему всегда? На уроках разговариваем нормально. На вы, по имени-отчеству, как полагается. А это же Интернет! Здесь и так сойдёт…
Учимся по ватсапу
Интернет действительно такая штука, где стираются все грани, все рамки, все различия и все правила приличия. Здесь каждый (или почти каждый) ведёт себя так, как ни за что не позволил бы себе в реальной жизни. И говоря об опасности чрезмерного увлечения Интернетом, обычно об этом почему-то умалчивают.
Упор делают на то, что человек (особенно подросток) приобретает все признаки наркомана; что "подсаживается" на всевозможные кровавые стрелялки и утрачивает чувство сострадания и жалости; что перестаёт следить за собственным внешним видом, забывает поспать и поесть и в конце концов полностью зомбируется…
А о том, что в Интернете меняются местами врач и пациент, учитель и ученик, милиционер и преступник, умный и дурак, - говорят редко.
"Добавить в друзья" - сама эта функция, существующая в социальных сетях, приводит иногда к очень печальным последствиям. "Подружившись" с учительницей, ученики автоматически перестают воспринимать её как старшего, взрослого, авторитетного человека. И начинается безобразное общение "на равных". В лучшем случае - хотя бы на "вы": "Ого, это ваш муж, да? А чё он у вас такой толстый?".
Нормальное, скажите, общение для учителя и ученика?!
- Это ещё что! - рассказывает одна наша читательница, мать пятиклассницы бишкекской школы. - У нас гораздо хуже ситуация.
Молодая классная руководительница её дочери создала в Интернете некую группу по интересам. Входят в эту группу девочки с пятого по одиннадцатый класс и две учительницы-подружки куратора. Принимают в группу не всех желающих, а только тех, кого объединяет… общая нелюбовь к завучу этой же школы.
Девочки и девушки, которые днём ведут себя как обычные ученицы и обычные учителя, вечерами виртуально собираются, чтобы перемыть косточки несчастной "завучихе". Поглумиться над её неудавшейся личной жизнью, посмеяться над её манерой одеваться и обсудить её очередную "идиотскую выходку".
- Но это же, мягко говоря, ненормально! Надеюсь, вы как-то с этим боретесь? - трясу рассказывающую мне эту дикую историю женщину.
- А как я могу бороться? Как только узнала, с кем и о чём переписывается моя дочь - конечно, сразу же запретила ей вообще приближаться к компьютеру. Впрочем, не факт, что она не выходит в Интернет, пока меня нет рядом. Пробовала поговорить с родителями других девочек из группы - они в ответ только смеются. Уверены, что их дочки - и учителя этих дочек - ничего плохого никому не делают.
И как я должна, по-вашему, поступить? Идти в школу, ругаться с этими учительницами, жаловаться на них директору? После всего этого моей дочери здесь не учиться. А школа в принципе нас устраивает, менять не хотелось бы…
Слушаю и радуюсь, что мой ребёнок не состоит, по крайней мере, в какой-нибудь из подобных иезуитских групп, организованных какими-нибудь неполноценными учителями.
Или состоит?!
Группа в ватсапе у них действительно есть. Там и ученики, и учителя, и родители - за исключением меня и ещё двух-трёх матерей. Не знаю, по каким причинам они туда не вступают. Могу сказать только о себе: МНЕ ТАКАЯ УЧЁБА НЕ НРАВИТСЯ.
И дело даже не в том, как и о чём члены группы общаются между собой. В нашем случае, насколько мне известно, всё вполне пристойно и исключительно по делу. У кого из учеников какие проблемы в школе, у кого по какому предмету выходит двойка за полугодие, сколько денег нужно собрать на новые шторы и что подарить девочкам на Восьмое марта.
Дело в том, что учителя с учениками и их родителями должны контактировать "живьём". Не на уровне "привет" - "норм", а с соблюдением давным-давно установленных норм и порядков. "Здравствуйте, Мария Ивановна, как дела у моего сына?" - "Здравствуйте. Зайдите завтра в школу, поговорим. Я вам классный журнал покажу". Примерно так. Или я ошибаюсь?
- Вчера мне позвонила классная руководительница сына, - рассказывает другая читательница нашей газеты. - Очень сильно меня ругала… Догадайтесь, за что. Думаете, за плохое поведение или неуспеваемость моего ребёнка? Нет. Учительница высказала мне претензии, что я редко бываю в "Одноклассниках" и не слежу за тем, что там происходит.
- А что же там такого происходит?
- А там, оказывается, учительница написала всем нам, родителям, очень важную информацию. Но я действительно редко в Интернет захожу! Почему бы ей вот так же сразу не позвонить и не сказать мне о важном по телефону?
Учительница назвала меня отсталой. Сказала, что она не нанималась обзванивать всех родителей своих учеников и тем более со всеми встречаться. В "Одноклассниках", сказала, проще: один раз написала - и порядок.
Кстати, я даже не помню, как она выглядит. Если случайно где-нибудь увидимся на улице - я её, скорее всего, не узнаю и не поздороваюсь. А она меня тем более в лицо не помнит.
лечимся по ватсапу
Редкая клиника (особенно частная) не имеет в Интернете своего сайта. На сайте потенциальный пациент может найти практически исчерпывающую информацию о врачах, которые там работают, об оказываемых услугах и их стоимости.
17-2.jpg
Если обратиться в такую клинику через сайт - вас, скорее всего, запишут на приём. Потому что ни один уважающий себя врач не будет ставить диагноз (а тем более лечить) по Интернету.
Но ведь бывает, что лечат! И бывает это, оказывается, всё чаще.
- У нашего участкового терапевта, - откровенничает пожилая бишкекчанка, - тоже своя группа в Интернете. И врач тоже постоянно ссылается на сильную занятость, загруженность работой. Дозвониться ей невозможно: или занято, или просто не отвечают. А если и удаётся дозвониться - доктор всех нас, районных пациентов, отправляет в Интернет. Какой, мол, вам смысл таскаться в поликлинику, если мы с вами можем обсудить в ватсапе и вашу болезнь, и способы её лечения?
Мне ещё повезло. У меня внуки, как сейчас говорят, продвинутые. И я в общих чертах умею пользоваться Интернетом. Но, честно говоря, опасаюсь так лечиться! Всё-таки, мне кажется, лучше, если доктор посмотрит, послушает, давление померяет, да и анализы иногда сдать не помешает.
Этой женщине повезло ещё и потому, что их в этой группе консультирует медик. Хоть и весьма халатно, если не преступно, относящийся к своим обязанностям.
Чаще встречается такая ситуация: кучкуются в Интернете люди с похожими симптомами. Без всяких врачей обмениваются информацией, ставят друг другу диагнозы, отсылают друг друга на тот или иной сайт, "где всё про нашу болезнь написано", дают "ценные" советы и указания.
- С товарищами по несчастью я тоже переписываюсь, - признаётся моя собеседница. - Ну как переписываюсь… Ума хватает не следовать ничьим советам и не заниматься самолечением. Иногда у кого-нибудь из виртуальных знакомых узнаю адреса и телефоны хороших врачей. Вот, собственно, и всё, что мне от таких групп надо.
- Недавно обратился через Интернет к врачам, которые лечат давно мучающий меня недуг, - рассказывает бишкекчанин средних лет. - По крайней мере, в своём объявлении они так утверждают. Лечат якобы быстро, почти мгновенно, без особых усилий и очень надёжно - результат, по их обещаниям, стопроцентный.
Выбрал я первое попавшееся объявление, а их в Интернете пруд пруди, сообщил свои данные. Буквально через несколько минут мне позвонили. Мужской голос. Кто-то очень внимательно меня выслушал, задал вопросы и тут же предложил лечение. За очень, надо сказать, немаленькую сумму. Но был он настолько убедителен, что я согласился. Тем более что доктор назвал свою фамилию, имя отчество, сказал, что работает в престижной клинике.
На следующий день мне прямо домой доставили лекарства. Деньги я отдал курьеру, тут же позвонил "мой" врач и подробно проинструктировал, как эти таблетки надо принимать. Я всё делал строго по инструкции - около десяти дней. Потом он позвонил опять и поинтересовался моим самочувствием. Я честно ответил, что улучшений никаких нет.
Доктор тут же стал уговаривать меня пройти ещё один курс лечения - ещё дороже…
В конце концов оказалось, что в той престижной клинике не работает и никогда не работал человек с такой фамилией. То есть я просто-напросто нарвался на очередного мошенника, которыми Интернет буквально кишит. Не я первый, не я последний.
Интернет, кроме того что мнимо сближает людей и стирает между ними всяческие грани, - это ещё и место, где никто ничего не боится и никто ни за что не отвечает. Потому и пасутся здесь доморощенные лекари и врачеватели, предлагая всем и каждому свои услуги. Которые в лучшем случае бесполезны.
Преступников ловим по ватсапу
У одной моей хорошей знакомой обчистили квартиру. Воры вскрыли дверной замок и вынесли из дома кое-какие ценные вещи. Случай не уникальный, хотя, безусловно, крайне неприятный.
В этом происшествии не было бы абсолютно ничего необычного, если бы не то, каким образом участковый инспектор пытается взаимодействовать с потерпевшей.
- Когда произошла кража, - рассказывает она, - я, естественно, пошла в милицию писать заявление. Заявление у меня не приняли. Велели оставить свой номер телефона: наш участковый, дескать, со мной свяжется в ближайшее время. Он и будет разбираться.
17-4.jpg
Участковый действительно позвонил в тот же вечер. Я думала, встретиться захочет - насчёт заявления, объяснительной - что там ещё пишут в таких случаях? И он действительно попросил объяснительную. Продиктовал по телефону, по какой форме её писать… Мне это уже странным показалось.
А дальше - ещё страннее. Сообщениями, объяснил мне милиционер, мы будем обмениваться по ватсапу. Так проще и документ переслать, и фотографию, и видео, если потребуется. А лично со мной встречаться, ехать на место происшествия - ему некогда. Куча всякой рутинной работы.
Спорить с милицией я не стала. Отправила ему объяснительную, список похищенных вещей с указанием стоимости. Что-то из пропавшего раньше было сфотографировано - фото тоже ему выслала. И несколько фотографий моей квартиры плюс описание, что из украденного где именно стояло или лежало.
Потом отправила ему список своих ближайших друзей с адресами и телефонами, поквартирный список соседей. Потом - список людей, которых лично я подозреваю в краже.
Потом сообщения стал мне слать он. Фотографию, например, пришлёт: "Посмотрите внимательно, не узнаёте этого человека? А этого?".
- И сколько уже времени, - спрашиваю приятельницу, - вы так эсэмэситесь?
- Да уж около двух месяцев. Результатов пока - ноль. Но работает парень, это же видно.
Интернет, кроме прочего, создаёт иллюзию бурной, кипучей деятельности. Ну разве можно назвать бездельником того, кто сутки напролёт выкладывает в сеть новые и новые фотографии и выкидывает новые и новые статусы? И никому уже даже в голову не приходит поинтересоваться: а чем ты, дружище, ещё в жизни занимаешься, кроме многочасового сидения в Интернете?
Но это ещё не всё…
Социальные сети, согласно последним исследованиям учёных, - рассадник ненависти, скандалов и конфликтов. Грязные политические провокации, компромат, психопаты-пользователи, порнография - чего там только нет!
Исследователи проанализировали 70 миллионов сообщений в "Твиттере", чтобы выяснить, как различные эмоции распространяются среди пользователей. Оказалось, что репостами и ретвитами лучше, чем радость, отвращение или грусть, расходится именно гнев. И чем больше мы сидим в сети, тем более злобными и нетерпимыми становимся.
17-3.jpg
Многие знают, что в социальных сетях процветает расизм: одной из сторон простоты и доступности массового общения стали многочисленные взаимные оскорбления и конфликты на почве межнациональной и межрасовой розни. Ошибочно было бы полагать, что всё это остаётся только в сообщениях и комментариях, никак не влияя на образ мышления людей.
Исследования онлайн-коммуникаций выявили, что интернет-пользователи, большая часть которых - молодёжь, постепенно теряют способность сопереживать другим людям в общении: они хуже понимают собеседника и склонны к эгоцентризму. Как считается, виной тому агрессивная популяризация культа индивидуализма и цинизма, которая продолжается долгие годы.
Интернет-общение в силу своей доступности и отсутствия каких-либо сдерживающих факторов часто провоцирует человека на проявление худших его качеств. Кроме того, обилие специфического рода информации, например, видеороликов, содержащих жестокие и шокирующие сцены, также отрицательно сказывается на стремлении человека сочувствовать, испытывать позитивные эмоции и, как говорится, сеять разумное, доброе, вечное.
Ольга КАЛИНИНА http://novostibishkeka.ru/index.php?/topic/21915-a-ne-poslat-li-vseh-ih%E2%80%A6-po-vatsapu/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19