Зенитный ракетный комплекс «Бук» является элементом войсковой противовоздушной обороны и предназначен для уничтожения аэродинамических целей на малых и средних высотах. Это особенно важно сейчас в зоне специальной военной операции, где противник ежедневно старается ударять по военнослужащим и мирному населению всем имеющимся западным оружием. Наш щит от угрозы с воздуха - расчёты ПВО, которые днём и ночью стоят на боевом посту.
– По HIMARS работаем. Маленькие тоже видим: Switchblade (барражирующий боеприпас производства США. - Ред.), например. Оборудование позволяет нам на расстоянии почти в сто километров понять, что за цель летит, идентифицировать её, – рассказывает «Кощей», оператор зенитного ракетного комплекса «Бук» группировки войск «Восток».
На счету расчёта уже более 50 сбитых целей. Специально учёт поражённых объектов парни не ведут, концентрируясь на подготовке и выполнении поставленных задач.
Чтобы в любой момент выдвинуться для стрельбы, прежде всего должна быть исправна техника. За это в расчёте отвечает механик-водитель Матанга:
– Моя задача поддерживать машину в порядке, чтобы она была всегда в боевой готовности. По команде прыгнуть, выгнать, встать, а при необходимости - обеспечить быстрый уход с позиции, где мы дежурили.
По словам мехвода, машина надёжная и никогда не подводит. Это особенно важно для зенитчиков, так как после стрельбы они должны максимально быстро уехать: враг не дремлет. Благодаря своевременным действиям, говорит Матанга, противник в ответ стреляет по пустой земле.
– Стоим, дежурим. Поймали цель – отработали. Пуск выполнили, сразу завожу машину и перекат делаем. Ближе ста метров прилётов не было, а с такого расстояния мы это никак не ощущаем, – отмечает он.
Полковой зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» можно назвать «коллегой» «Бука» по уничтожению воздушных целей, но его специализация – это малые и сверхмалые высоты. Шасси – рабочая лошадка СВО многоцелевой тягач МТ-ЛБ, позволяющий держать скорость 40-50 км/ч даже на размокшем грунте Новороссии и не терять при этом управляемость.
– В поворотах нормально себя чувствует, уверенно идёт. Машина простая в обслуживании, и любой человек может научиться ею управлять. Ухаживаем за ней, обслуживаем, поэтому она у нас не ломается и всегда находится в боевой готовности, – рассказывает о вверенной технике механик-водитель из Забайкальского общевойскового объединения с позывным «Гал».
Сильная сторона «Стрелы-10» - простота в управлении и надёжность в эксплуатации. Обнаружив визуально цель, расчёт может без особых трудностей её поразить. «Стрелу» зенитчики в шутку называют «ПЗРК на гусеницах», подчёркивая лёгкость её боевого применения.
– Комплекс хорошо себя показывает на СВО против беспилотной авиации, – делится боевым опытом «Запал», оператор ЗРК. – «Лелека», «Валькирия», «Шарк» (БПЛА самолётного типа. - Ред.), «Баба Яга» – по ним отрабатываем спокойно.
Важной частью работы зенитчиков является маскировка техники. Сейчас на Донбассе лесополосы голые, поэтому военнослужащие используют маскировочные сети и иные доступные средства. Влияют сезонные особенности и на интенсивность работы. Цели зимой появляются реже, говорит «Запал»:
– Сейчас из-за погодных условий стало немного спокойнее. Раньше активность БПЛА противника была выше и, соответственно, пуски у нас были чаще. Разница не особая, но есть.
Командир этой боевой машины с позывным «Улыбка» считает самым важным в работе постоянно наблюдать за воздушным пространством. Это позволит и боевую задачу выполнить, и личный состав сохранить:
– Стояли в лесополосе, услышали звук. По радиосвязи уточнили, есть ли наши в воздухе, оказалось, что нет. Выкатились, видим – «Валькирия» пролетела уже мимо нас. Отработали вдогонку, цель поразили. Погода тогда неблагоприятная для полётов была, она шла низко.
Расчёт «Стрелы» имеет в распоряжении и переносной комплекс «Игла». При обнаружении подходящей цели командир докладывает об этом, после чего по объекту выпускается ракета. Технические характеристики изделия позволяют поражать беспилотники как с бензиновыми двигателями, так и с электрическими. В то же время обеспечить скрытое размещение оператора с «Иглой» гораздо проще, чем маскировать на местности боевую машину. Последний раз из переносного комплекса расчёт «Улыбки» уничтожил вражеский «Шарк».
Использование российскими Вооружёнными Силами разноплановых боевых машин позволяет выстроить эшелонированную противовоздушную оборону. По самым маленьким целям отрабатывает переносной комплекс, дальше в дело вступают установки ближнего, среднего и дальнего действия. Чёткое разделение зон ответственности особенно важно в условиях обилия относительно дешёвых средств воздушного нападения у противника. Это помогает предотвратить стрельбу по копеечным БПЛА дорогой ракетой, которую лучше направить на уничтожение более опасных аппаратов. Кроме того, израсходовав боезапас на сравнительно мелкие цели, можно оказаться не готовым уничтожить летящую следом ракету или боевой самолёт.
От угрозы с воздуха невозможно защититься одним лишь личным мастерством и отвагой. Противостоять врагу в этой сфере поможет лишь выстроенная и работоспособная система ПВО. И ход боевых действий в зоне специальной военной операции показывает, что у России она лучшая в мире.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев