Искусство изразцов в России и вклад Сергея Маслиха
Изразцы, или глазурованные плитки, появились на Руси через заимствование византийской традиции. В XVI—XVII веках, особенно в эпоху патриарха Никона, был зафиксирован расцвет «ценинного дела» (от нем. «zinn» — олово), когда начали производить яркие поливные плитки для оформления печей и других элементов интерьера. Значительную роль в этом процессе сыграли европейские мастера, переселённые в Россию, в том числе мастера-керамисты, переведённые в Москву для строительства Нового Иерусалима. Именно в этот период в России стали широко использовать «ценину», что принесло новые формы и образы в декор зданий.
К XVIII веку на русских изразцах появляются элементы западноевропейского и восточного искусства. Мастера заимствовали темы с западноевропейских гравюр, а восточные мотивы, такие как шинуазри, пришли через голландские расписные плитки из Делфта. В Санкт-Петербурге из Голландии начали привозить кафели с росписью синим кобальтом, и именно голландские мастера (например, Ян Флегнер) стали работать в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, производя плитки по типу голландских. В это время изразцовые печи, вдохновленные немецким и голландским стилем, становились неотъемлемой частью дворцовых интерьеров.
В конце XVIII века архитектор Б. Ф. Растрелли, по просьбе императрицы Елизаветы Петровны, создал уникальные изразцовые печи в стиле барокко и рокайль для дворцов Петербурга. Эти печи, которые в столице назывались «гамбургскими», были созданы немецкими мастерами и стали символом высшей степени изысканности в архитектурном декоре.
Таким образом, культура использования изразцов в России в значительной степени формировалась под влиянием европейских традиций, в том числе немецких и голландских, что оставило неизгладимый след в русском архитектурном искусстве.

Сергей Маслих: Архитектор и исследователь изразцового искусства
Сергей Маслих родился 18 ноября 1901 года в Москве в семье обрусевших немцев. Его дед, Густав Маслих, был художником и технологом по окрашиванию тканей, а отец, Александр Маслих, работал в финансовом секторе. В 1925 году Сергей Маслих окончил Московское высшее техническое училище и начал свою карьеру архитектора в мастерской братьев Весниных. В его творческой биографии — участие в проектировании множества важных объектов, таких как гидростанции и жилые кварталы, а также создание первых советских серий типового жилья.
Однако наиболее значимый вклад Маслих сделал в области архитектурной керамики. После выхода на пенсию в 1961 году он посвятил себя изучению русского изразцового искусства, которое в тот период было недостаточно исследовано и частично утрачено. Маслих заметил, что сохранившихся изразцов осталось очень мало, а многие уникальные образцы были разрушены в ходе перестроек и разрушений старинных зданий.

Исследование искусства изразцов
Маслих начал путешествовать по старинным русским городам, изучая и фиксируя оставшиеся образцы изразцового искусства. Он создавал акварельные копии этих уникальных элементов, восстанавливая утраченное наследие и систематизируя его по хронологии, географии и художественным школам. Коллекция акварелей, созданных им за 10 лет работы, стала уникальной, и в 1976 году была опубликована книга, которая сыграла ключевую роль в исследовании и сохранении русского изразцового искусства.
Его книга «Русское изразцовое искусство XV—XIX веков» включает более 300 иллюстраций изразцов из восьмидесяти городов России. Маслих систематизировал работу, разделив материалы по эпохам и регионам, а также представил акварельные реконструкции утерянных фрагментов. Эти исследования вызвали огромный интерес и признание среди искусствоведов, и Маслих стал одним из ведущих исследователей в этой области.

Вклад в сохранение культурного наследия
Сергей Маслих не только изучал, но и активно делал все возможное для сохранения изразцов. Его работа по документированию и воссозданию традиций изразцового дела позволила не только сохранить информацию о старинных плитках, но и воспроизвести целые элементы архитектуры, такие как изразцовые печи. В 1983 году вышло второе, дополненное издание его книги, а сама коллекция и работы исследователя сегодня находятся в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Сергей Маслих стал не только выдающимся архитектором и художником, но и важнейшим исследователем русского изразцового искусства. Его труд позволил вернуть в культурное наследие России забытые страницы архитектурной традиции и сохранить уникальные элементы изразцового декора для будущих поколений. Маслих не только открыл, но и восстановил память о выдающихся произведениях, которые занимают важное место в истории российской архитектуры.

Фотографии: Сергей Александрович Маслих; иллюстрации из книги Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков.- М.: Изобразительное искусство,1983.
#РоссийскиеНемцы #НОРНД #Новосибирск #КультураНСО
Нет комментариев