Починок основал в начале XVIII века Микита Перемотин. История сохранила для нас имя этого первопоселенца. Но во время переписи 1716 года этот крестьянин в починке уже не проживал. Неизвестно, как сложилась судьба этого вятского крестьянина. Времена были тяжелые, лихие. То ли подался в бега, то ли умер, не оставив сыновей — продолжателей рода. Как бы то ни было, а в 1716 году в починке в трех домах проживали семьи Краснолобовых, Любашихиных и Крестьяниновых. С этих трех семей в трех домах и началась история починка. Впрочем, и эти три семьи не приросли своими корнями к ма-ленькой деревеньке, и уже в XIX-XX веках мы не находим в церковно-приходских книгах этих фамилий. В те годы люди часто меняли место жительства, уходя в бега семьями, а зачастую, и целыми деревнями. Так что коренными жителями починка стали поселенцы уже второй волны — семьи Трубицыных, Санниковых и Туснолобовых, именно представители этих фамилий стали самыми многочисленными в деревне к началу революционных событий 1917 года. По одной семье в починке были представлены фамилии Буровых, Сунцовых, Буториных, Житлухиных, Калугиных, Князевых и Марковых. В конце XIX века в починке в 29 дворах проживал 161 житель. Накануне коллективизации в 1926 году в деревне проживал 81 крестьянин в 32 домах. То есть в 20-х годах XX века деревня обезлюдела наполовину. В 30-х годах в Белогорье появились семьи Бабинцевых, Кочуровых, Кассихиных и Ведерниковых.
Постепенно название починка Перемотина исчезло из лексикона местных жителей, и все чаще в разговорной речи и в официальных документах стало появляться название Белогорье. Как вспоминают бывшие жители, это название закрепилось за деревней благодаря наличию в почве большого количества белого камня, который причинял крестьянам много хлопот при обработке полей. Особенно четко эти слои прослеживаются в огромном овраге в сторону деревни Большое Черноскутово. Вот и закрепилось за деревней такое название — Белогорье — белая гора, да и деревня по отношению ко многим населенным пунктам стоит на возвышенности, своеобразной горе.
Самым распространенным занятием жителей деревни до революции, помимо сельского хозяйства, было плотническое и кузнечное ремесло. Занимались белогорские крестьяне и садоводством. В 1960-е годы в деревне сохранился сад, где росли яблони и вишни, а кто заложил этот сад, выпестовал его, люди уже и не помнили в то время, но сад цвел, плодоносил и продолжал радовать местную детвору. Славилась деревня на всю округу выделкой овчин и шитьем шуб.
До революции 1917 года деревня входила в состав Бурмакинской волости и приход Сретенской церкви. В 1926 году в Белогорье был организован свой — Белогорский сельсовет. А в начале 30-х го¬дов деревня Белогорье вошла в состав Юртикского сельсовета.
Деревня состояла из одной улицы, с односторонней расстановкой домов. За домами находились личные одворицы крестьян. По другую сторону дороги стояли лишь бани и здание семилетней школы. За банями в сторону села Юртик размещались фермы, птичник и другие строения.
Задолго до революции в июне в Белогорье проводились ежегодно массовые гуляния, так называемое Девичье заговенье. Не пресеклась эта традиция и в годы Советской власти, когда в деревеньку стекались крестьяне со всей округи. Зачастую такие гулянья, начавшись за «здравие», заканчивались за «упокой», превращаясь в обыкновенную пьянку и драки среди молодежи. Детей на это гуляние, как правило, не брали, а белогорских ребятишек матери закрывали по домам со строгим наказом — не высовывать носа на улицу. На данный момент деревня не существует.
Самыгин А. В. «На берегах Ошланки тихой». ООО «Лобань». - Киров, 2023. - 411 с. , ил.
#ушедшиедеревни #нолинскийуезд #юртинскаяволость #белогорье #починокперемотин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев