Бывшая дача Горбачева в Форосе
У украинских президентов отношение к «Заре» было разное: её очень любил Леонид Кучма (по его приглашению там дважды отдыхал Борис Ельцин с женой). А вот Виктор Ющенко предпочитал отдыхать в других крымских резиденциях, хотя по его распоряжению интерьер некоторых помещений поменяли.
Два охотничьих домика – «Дубрава-2» и «Зелёный Гай» – относились к комплексу госдачи № 12.
В апреле 2014 г., после возвращения Крыма в Россию, Госсовет республики принял решение о национализации 10 госдач и резиденций.
Была передана в собственность республики госрезиденция № 3 в Массандре «Малая Сосновка. Шатёр». Национализировали охотничий домик в урочище «Дубрава-2» на территории Крымского природного заповедника, резиденцию «Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплекс» в Кореизе. «Маёвка» и «Чаир» (госдачи № 5 и 7), а также четыре объекта в Оливе (бывшей Мухалатке) и резиденцию «Заря» в Форосе.
Все числятся гособъектами, распоряжается ими служба охраны ФСО РФ в Крыму. Масштабные работы на госдачах в Оливе, новые заборы и ограждения вызвали недовольство местных жителей. В посёлке, на который распространяется режим охранной зоны госдач, теперь запрещено возведение любых капитальных строений без согласования с ФСО.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Историк, член общественного совета при Государственной архивной службе Республики Крым, руководитель ООО «Крымские межмузейные коммуникации» Сергей Пушкарёв:
– Для дач советских лидеров в Крыму использовали как уже имеющиеся здания, так и строили эти объекты «с нуля». Юсуповский дворец в Кореизе, например, в 1921 г. стал местом отдыха сотрудников ВЧК, позже здесь была официальная резиденция Сталина – госдача № 4. Вилла «Барбо» в Мисхоре также стала правительственной дачей. В середине 1950-х гг. начались «большие дачные стройки» в Крыму, одна за другой возникали недалеко от моря резиденции, пригодные для круглосуточного проживания.
В 1920-х гг. многочисленные виллы, дачи, усадьбы Южнобережья распределялись и перераспределялись между различными ведомствами. Лучшие из лучших, как, например, курорт Суук-Су, становились домами отдыха аппарата ВЦИК, хороший выбор имели чекисты и военные. Например, особняк «Уч-Чам» княгини Марии Барятинской занимали сначала команды связи 412-го и 413-го полков, а затем он стал одним из корпусов санатория Ленинградского военного округа. Ялтинский дворец графа Мордвинова превратился в санаторий Наркомата ВМС СССР, а потом там отдыхали высшие чины Минобороны.
Порой ведомства вступали в схватки за здания. Например, имение «Сельбилляр», принадлежавшее тоже роду Барятинских, было сначала передано Наркомпросу и превратилось в Народно-художественный музей – сюда свозили картины, гравюры, иконы из национализированных имений и особняков. В 1924 г. здание потребовалось Наркомздраву для организации дома отдыха для крымских татар. Битва ведомств длилась 3 года, музей был закрыт (этому способствовало землетрясение 1927 г., нанёсшее урон зданию). Его восстановили, но назначение здравницы изменили, организовав противотуберкулёзный санаторий.
Стоит отметить, что при «освоении» южнобережной элитной недвижимости власть не забывала о ленинском декрете от 21 декабря 1920 г., в котором предписывалось использовать дворцы бывших царей и великих князей «под санатории и здравницы рабочих и крестьян». Самый известный из них – «крестьянский курорт Ливадия».
Источник
https://aif.ru/society/history/dacha_dlya_genseka_kak_otdyhali_v_krymu_sovetskie_lidery
Комментарии 3