Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Антарктиде, художник — М. Семёнов
Задачей арктической экспедиции был поиск Северо-Восточного прохода (из Тихого океана в Атлантику), задачей второй — поиск Южного континента, Terra Australis. Хорошо известны слова Крузенштерна о цели плавания Лазарева и Беллинсгаузена:
«Сия экспедиция, кроме главной её цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море».
Но почему-то мало цитируется записка известного русского мореплавателя В. М. Головина директорам РАК, где он прямо говорит:
«Известно, что все европейския державы, открывшия отдалённыя и прежде неизвестныя страны, обитаемыя или нет, присоединяли их к своему скипетру, и естьли находили выгоду, то тотчас занимали их, заселяли, образовали на них правление, созидали крепости, словом, составляли из них области своего государства, под названием колоний (имя, произшедшее от Коломба, перваго основателя заселения в Западной Индии).
Отдалённость таковых заселений, ненадёжность на жителей, произведения стран сих и разныя другия причины дали повод установить так называемую колониальную систему, которая состояла в том, что никто не вправе иметь сношения или производить торговлю с отдалёнными, занятыми европейским народом странами, кроме подданных той нации, которая колонии основала.
Система сия признана и утверждена всеми морскими державами, и есть самая справедливая, ибо открыть землю отдалённую и заселить оную нелегко, на это требуется время, труды, большия иждивения, а часто и самая кровь и жизнь граждан».
И далее: «На обладание островами Северовосточнаго океана и северо-западным берегом Америки Россия имеет неоспоримое право как по первенству открытия, так и по праву первоначальнаго занятия, ибо одно земель открытие без действительнаго занятия по всеобще признанным правам не составляет обладания и есть ничто, так точно, как и объявленная блокада порту без действительной силы производить оную не признается блокадою».
Эти слова вполне соотносились с Уставом РАК, подписанным императором Александром I, где было чётко сказано:
«Всемилостивейше даруются Компании следующие права: (….) Делать новыя открытия вне пределов, выше сего означенных (то есть вне Русской Америки), и сии вновь открываемыя места, если оныя никакими другими европейскими нациями или подданными Американских Соединённых Штатов не были заняты и не вступили в их зависимость, позволяется Компании занимать в российское владение, но не заводить в оных постоянных заселений иначе, как с высочайшаго на то соизволения».
Нет комментариев