24.09.1991
О состоянии денежного обращения.
Поручение Комитета по оперативному управлению народным хозяйствам к-28, п.9.
Состояние денежного обращения в стране за последние годы значительно ухудшилось, что обусловлено несбалансированностью бюджетных доходов и расходов государства, денежных доходов населения и их товарного обеспечения. Возрастает инфляция, усиливается напряжение на потребительском рынке. Начиная с 1988 года разрыв между доходами и расходами населения все увеличивается. В 1991 году денежные доходы населения с каждым месяцем возрастают, продолжается значительный рост фонда оплаты труда при снижении объема производства. Установленный Верховным Советом СССР порядок расходования средств на оплату труда в зависимости от роста объема продукции (работ, услуг) не выполняется в связи с тем, что целый ряд республик объявил его не действующим на своей территории и бывший Кабинет Министров СССР и его органы санкционировали многочисленные исключения из него. Средства на оплату труда выдаются практически независимо от конечных результатов производства. Кроме того, в 1991 году, начиная с апреля, денежные доходы населения возрастают номинально в результате выплаты в значительных суммах компенсаций в связи с повышением розничных цен. Прирост доходов населения в первом полугодии т. г. по сравнению с первым полугодием 1990 г. составил 43,8 %, в том числе в мае – 61,3 %, в июне – 78,5 %, в июле прирост достиг 97,7 %, а в августе денежные доходы населения увеличились в 2,1 раза (в сопоставимых условиях). По оценке, денежные доходы населения в 1991 году с учетом тенденций, сложившихся в январе-августе т. г., могут составить 1260 млрд рублей и возрасти за год более чем на 600 млрд. рублей.Рост денежных доходов-населения происходит в условиях замедленного роста расходов населения на покупку товаров и оплату услуг. Темп прироста этих расходов в мае-июне 1991 г. был на 17 пунктов ниже, чем прирост доходов, а в июле-августе – на 22 пункта. Реализация денежных доходов населения через покупку товаров и оплату услуг в текущем году за истекший период составила 73,3 % против 77,6 % за соответствующий период прошлого года. Прирост розничного товарооборота происходит за счет роста розничных цен. Товарооборот за восемь месяцев 1991 г. возрос на 47 %, а в сопоставимых ценах он составил к прошлому году только 87,1 %. За счет роста цен товарооборот увеличился на 200 млрд. рублей. Такое положение обусловило значительный выпуск денег в обращение, начиная с мая т.г. За январь-август количество денег в обращении увеличилось на 57,3 млрд. рублей (в том числе за июнь-август – на 53, 4 млрд. рублей) против 16,7 млрд. рублей за соответствующий период 1990 года. Значительно ухудшилось соотношение между денежными доходами и расходами населения на территории РСФСР, Республики Украина, Казахской ССР и Узбекской ССР. Рост количества денег в обращении в определенной мере носит закономерный характер и обусловлен расширением емкости денежного оборота в связи с изменением розничных цен и условий оплаты труда, введением компенсационных выплат с апреля т. г. Исходя из этого, около 60 % прироста денежной массы требуется для его обслуживания, то есть носит нормальный характер. Прирост сбережений населения в организованных формах (вклады, ценные бумаги) за восемь месяцев т. г. составил 58 млрд. рублей и увеличился против января-августа 1990 г. на 31,8 млрд. рублей или в 2,2 раза. Накопление средств у населения в определенной мере является вынужденным, так как заработанные деньги граждане не могут реализовать из-за недостатка товаров и услуг на внутреннем рынке. Если не принять срочных мер по увеличению производства товаров народного потребления и объема платных услуг, а также по ограничению неоправданного использования предприятиями средств на оплату труда, остатки денежных средств населения в 1991 году могут увеличиться на 250–280 млрд. рублей, в т. ч. в наличных деньгах на 100– 110 млрд. рублей. Количество денег в обращении может возрасти с 136 млрд. рублей на 1 января 1991 года до 240–250 млрд. рублей на конец 1991 года. Увеличение потребности в эмиссии наличных денег после изменения цен и выплат компенсаций при отсутствии соответствующего предложения товаров и услуг привело к тому, что в августе-сентябре т. г. из-за недостатка банкнот в ряде регионов страны не обеспечивалась своевременная выдача денег из касс банков для выплаты заработной платы и других неотложных платежей. Гознак не может обеспечить выполнение повышенных заказов Госбанка СССР на изготовление банкнот, так как производственные мощности бумажных и печатных фабрик Гознака перегружены, работа на них в 1991 году ведется практически в три смены, оборудование изношено, ведущееся с 1989 года техническое перевооружение фабрик даст результат только к началу 1994 года.(Предлагаю вдуматься в это-темпы эмиссии таковы,что станки работают в три смены.Пауэлл нервно курит в сторонке.-А.М.) Госбанк СССР, стремясь предотвратить нежелательные явления, принял меры к максимальному ограничению выдачи наличных денег на все цели, кроме текущей зарплаты, компенсаций, пенсий, на закупки сельскохозяйственной продукции, рекомендовал не производить выдачу денег в 1991 году на досрочную выплату вознаграждений по итогам работы за текущий год, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет. Кроме того, в октябре 1991 г. в обращение будут выпускаться 200-руб левые купюры, а в конце декабря в оборот должны начать поступать купюры достоинством 500 рублей. Одной из основных причин ухудшения состояния денежного обращения в 1991 году, наряду с экономически неоправданным ростом денежных доходов населения, является дефицит как союзного, так и республиканских бюджетов, которые постоянно растут и требуют увеличения денежной массы для их покрытия. Так, за восемь месяцев т. г. дефицит союзного бюджета составил более 77 млрд. рублей, а к концу года его размер оценивается в 145 млрд. рублей. Поступление доходов союзного бюджета за январь-август 1991 г. составило только 68,2 млрд. рублей или 40 % к плану. В Общесоюзный внебюджетный фонд стабилизации экономики за указанный период поступило только 18,1 млрд. рублей при годовой потребности в средствах в сумме 68, 4 млрд. рублей. Для покрытия расходов бюджетов используются ресурсы Госбанк а СССР, предназначенные для краткосрочного кредитования, а также средства, принадлежащие населению, значительная часть которых не обеспечена товарами и, поступая в новый оборот, вызывает все увеличивающуюся эмиссию денег. Попытка покрытия бюджетных дефицитов за счет выпуска государственных ценных бумаг пока не удалась. Вместо изъятия средств из оборота источником покупки основной массы облигаций вновь стали ресурсы Госбанка СССР и Сбербанка СССР, которые приобрели в 1990 году таких облигаций на 55,3 млрд. рублей. В 1991 году Минфин СССР и минфины республик даже не пытались выпускать новые облигации на приемлемых для населения и предприятий условиях. На нужды союзного бюджета за январь-август т. г. было привлечено кредитных ресурсов Госбанка на сумму более 40 млрд. рублей (в том числе 33 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета и 8 млрд. рублей в единый фонд социальной поддержки населения). Кроме того, на покрытие дефицита Общесоюзного внебюджетного фонда стабилизации экономики за этот период направлено 22,2 млрд. рублей. Госбанк СССР не видит возможности для дальнейшего прямого кредитования дефицита государственного бюджета за счет краткосрочных кредитных ресурсов, т. е. эмиссии наличных денег. Уже сейчас около 60 процентов этих ресурсов использовано на покрытие расходов бюджетного характера и продолжение такой практики чревато крайне отрицательными последствиями для экономики. В целях относительной стабилизации положения в денежном обращении и нормализации денежного оборота представляется необходимым:
1. Разработать и осуществить дополнительные экономические меры по стимулированию увеличения производства товаров народного потребления и расширению сферы платных услуг до конца 1991 г. Наряду с этим обеспечить сокращение расходов союзного и республиканских бюджетов и проведение мер по увеличению доходной базы бюджетов. В условиях дефицита бюджета не представляется возможным обеспечить нормальное денежное обращение.
2. Для предотвращения возможной гиперинфляции полагаем необходимым осуществление жестких мер по регулированию расходов на оплату труда. В связи с этим предлагается с 1 октября т. г. по 1 января 1992 года заморозить фонды потребления (оплаты труда) предприятий, объединений и организаций (независимо от форм собственности и подчиненности) на уровне, сложившемся за II квартал 1991 г. (в пределах средств, причитающихся на потребление в соответствии с действующим порядком). При этом целесообразно разрешить предприятиям сверх этого уровня осуществлять дополнительные расходы на потребление лишь в размерах, соответствующих увеличению объемов реализации товаров и услуг для населения. В названный период, т. е. до конца 1991 г., представляется крайне необходимым завершить выработку организационных мер по переходу к налоговым методам регулирования средств, направляемых на потребление.
3. Активизировать процесс приватизации жилья, государственных предприятий (прежде всего в торговле, сфере обслуживания и услуг) в целях сокращения давления на ограниченный потребительский рынок резко возрастающих в 1991 году доходов населения с направлением всех полученных средств на погашение внутреннего государственного долга.
В связи с расширением выделения гражданам садово-огородных участков необходимо изыскать дополнительные возможности для продажи населению строительных материалов (шифера, цемента, кирпича, пиломатериалов), так как потребность в них не удовлетворяется.
4. Обязать Минфин СССР и минфины республик совместно с центральными банками рассмотреть и решить вопросы выпуска казначейских векселей сроком на 6-12 месяцев, в том числе с использованием имеющегося запаса казначейских обязательств прошлых лет.
В.Н. Куликов
Что касается эмиссии, то в 1985 году в обращении было примерно 700 млрд рублей, в 1991 году их стало 1,4 трлн – то есть в два раза. Плохая, но не катастрофичная цифра. Как решали проблему в 1947 году? Конечно же, денежной реформой Вообще, первый проект послевоенной денежной реформы начали разрабатывать еще в 1943 году (В.П. Дьяченко). В задачи реформы входило приведение в соответствие количества денег с потребностями экономики, прекращение чрезмерной эмиссии и обмен скопившихся на руках у населения денег. Отдельным пунктом значилось недопущение перекачки средств из города в деревню через рынок – то есть Сталин ставя задачу отлично понимал и масштабы спекуляции и то что город находится в состоянии перманентного голода, а власть не в состоянии досыта накормить рабочих. Дьяченко понимал, что решение не может быть достигнуто через повышение платежей в бюджет с населения – оно ударит по социально незащищенным слоям, а спекулянты окажутся в стороне. Кроме того, уровень налогов и так признавался чрезмерным. Выход он видел в повышении цен на ненормируемые товары до рыночных, с последующим обменом дензнаков. Первым этапом должно было стать повышение ненормируемых цен, вторым – сближение коммерческих и нормируемых цен. Третий этап – переход к торговле по новым единым розничным ценам, которые будут средними между первыми двумя. Обмен денежных знаков планировался с деноминацией, при этом планировалось введение единых денег. Напомню что с реформы 1922–1924 годов в СССР было два типа дензнаков – билеты Госбанка СССР и казначейские (то есть правительственные) билеты. Выход из режима превышения денежной массы над товарной через инфляцию отвергался, так как в этом случае цены пришлось бы повысить в 10–20 раз (Кстати,в после либерализации цен,цены повысились в 25-30 раз.Совпадение?-А.М). Предполагалось наращивание объема розничного товарооборота через стимулирование промкоперации и колхозной торговли. Предполагалось так же разрешить коммерческую торговлю вне колхозных рынков по коммерческим ценам. Причем, как просматривается из плана – в будущем вся (!) торговля должна была бы быть коммерческой. Планировалось повысить платежи предприятий за использование мат ресурсов и заготовительные цены на селе. Реформа ФОТ предлагала резко увеличить премиальную часть ФОТ с дифференциацией по званию, должности, стажу, образованию, «звену аппарата», «поясу местности», «наличию связи с сельским хозяйством». В декабре 1944 года Дьяченко конкретизировал проблему излишней денежной массы на руках у населения, предложив провести конфискационную денежную реформу с обменом денег находящихся на руках у населения только по строгому лимиту. При этом он признавал, что реформа будет иметь успех только при ее внезапности и пресечении спекуляций и злоупотреблений на местах. В декабре 1944 года и в дальнейшем – по итогам состоявшихся совещаний проект был доработан. В частности предполагался обменный курс 15/1, а сам обмен должен был происходить примерно за полгода, при этом старые и новые деньги ходили бы параллельно. Затем появилось предложение ввести два разных курса – наличные обменивались бы из расчета 200/1, а безналичные 15/1. До 1000 рублей предлагалось обменивать свободно, а свыше 10000 руб – со специальной отметкой в паспорте (видимо для последующих репрессий). Обмен предполагалось провести за 10 дней в городе и за 30 – на селе. Окончательно условия денежной реформы были изложены в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) N 4004 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Постановление было подписано Председателем Совета Министров Союза ССР И. Сталиным и Секретарём ЦК ВКП(б) А. Ждановым. В Постановлении был установлен порядок обмена старых денег на новые, а также определены условия переоценки денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. При перерасчете зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались также один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалась половина суммы. Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 г. – в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали. Известие о денежной реформе вызвало панику и спекулятивный бум на товары, в тайне сохранить информацию не удалось. Из книги Чуднова И.А. «Денежная реформа 1947 года» В Москве летом-осенью 1947 г. в сберкассы ежедневно поступало 7–8 млн руб., немного меньшая сумма выплачивалась вкладчикам. 28 ноября объем операций в сберкассах внезапно увеличивается в три, 29 ноября в семь, а 30 ноября в 10 раз против обычного. За четыре дня остаток вкладов в столице уменьшился на 90 млн руб. То же происходило в Ленинграде и других крупных городах. Как известно, когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента, изменениями в ожиданиях, величиной инфляции и т. д. Резко возросший спрос на деньги не означал, что население отдает им предпочтение по сравнению с другими видами «активов». Снятые суммы быстро расходовались на приобретение различных товаров. Чем руководствовались советские люди? «Простой советский человек» в ситуации, близкой к панике, уже не думал о доходности и ликвидности. Задача стояла другая – сохранить хоть часть заработанного в любой форме. Москвичи расхватывали мебельные гарнитуры за 30 тыс., 50 тыс. и даже 100 тыс. руб. которые до этого магазины не могли продать 3–4 года, меховые и ювелирные изделия, товары длительного пользования. В последних числах ноября ежедневная выручка крупных столичных универмагов выросла более чем в пять раз. Пианино и мотоциклы продавались теперь десятками в день, причем покупатели совершенно не интересовались их качеством. В московских магазинах шла оживленная торговля. В магазине № 8 обычно продавали 1–2 патефона в день. Первого декабря были проданы 100 штук. Магазин № 7 продавал тюль по коммерческим ценам. Обычный спрос составлял 5–7 м в день. 30 ноября и 1 декабря были проданы 8 тыс. м. В Петровском пассаже 1 декабря разобрали узбекские тюбетейки по 350 руб., спроса на которые не было даже летом. Ювелирные магазины сняли с продажи изделия с бриллиантами и другими драгоценными камнями и фирменные часы, а некоторые просто закрылись под видом учета. Из 12 магазинов Ювелирторга в Москве 1 декабря работали только три. Дневная выручка Мосскуппромторга, обычно равная 2,2–2,5 млн руб., 29 ноября 1947 г. уже к 16:00 превысила 13 млн. руб. Наблюдался ажиотажный спрос на золото, меха, ковры.С 30 ноября резко повысился спрос на продукты длительного хранения (копченая колбаса, сыр, консервы, конфеты, чай и пр.). По распоряжению конторы «Главособгастроном» эти продукты были сняты с продажи. Резко выросла выручка ресторанов. Цены на продукты на московских рынках подскочили в 3–5 раз. МВД докладывало о том, что прилегающие к рынкам улицы и переулки заполнены народом. Ресторан «Москва» 28 ноября сдал выручки 299 тыс. руб., 29 ноября – 404 тыс., 30 ноября – фантастическую для этого учреждения сумму – 864 тыс. руб. За две недели, предшествующие реформе (1-15 декабря 1947 г.), поступление наличных денег в кассы Госбанка достигло 30,8 млрд руб., что на 14,9 млрд превышало обычный показатель. При этом расходы наличных денег из касс Госбанка упали на 2,8 млрд руб. – до 11,9 млрд. Таким образом, из обращения были изъяты 19 млрд руб., что на 17,8 млрд, т. е. почти на 90 % превышало плановые задания. Такая динамика была связана исключительно со слухами о конфискационном обмене денег, которые население начало активно «сбрасывать». Торговая выручка, поступившая в Госбанка за этот же период, достигла 19,7 млрд руб., что на 6,8 млрд превышало план. И это на фоне сокращения коммерческой реализации товаров. Выручка по услугам, транспорту, квартплате и пр. также существенно возросла. Сберегательные кассы планировали в декабре получить подкрепление от Госбанка в сумме 400 млн руб., т. е. остаться в минусе, а вместо этого привлекли только за две недели 2,9 млрд руб., за займы выручили 2,8 млрд руб. Предприятия в виде кассовых остатков сверх плана внесли 2,5 млрд руб. Таким образом, только слух о реформе привлек в кассы Госбанка за две недели такие средства, которые в плановом порядке привлекались бы несколько лет. Реализация товаров в государственной и кооперативной торговле в указанный период превысила обычный товарооборот на 6 млрд руб. Население активно гасило недоимки по налогам и сборам, а также долги по ссудам и квартплате, эти поступления превысили 1 млрд руб. Таким образом, слухи и утечка информации о реформе обеспечили за первые пятнадцать дней декабря 1947 г. поступление в банк 32,8 млрд руб., при выдаче 12,3 млрд руб. Разница составила 20,5 млрд, которые до начала собственно реформы были изъяты из обращения. В результате количество денег в обращении оценивалось Госбанком СССР на 1 декабря 1947 г. в 63,4 млрд руб., на 16 декабря – 43,0 млрд. К моменту начала реформы (обмена) количество денег уже было урезано на 20,4 млрд руб. Таким образом, в соответствии с планируемыми целевыми показателями обмену подлежали (минус разменная монета на 0,8 млрд руб.) оставшиеся 42,2 млрд руб., примерно столько и было напечатано. … Точные условия обмена денег поступили на места 1–2 декабря. Министр финансов СССР А.Г. Зверев вспоминал: «Документы о реформе разослали на места в адреса учреждений, органов госбезопасности специальными пакетами с надписью: «Вскрыть только по получении особого указания». В одном из документов, лежавших в пакете говорилось: «Немедленно доставить первому секретарю обкома партии». У отдельных местных сотрудников любопытство перетянуло служебный долг. Пакеты были вскрыты раньше времени». 1–2 декабря фельдъегерской связью во все регионы СССР прибыли четыре пакета: один маленький и три больших серии «СК» с грифом «Не вскрывать до особого распоряжения». В маленьком, несекретном, пакете говорилось о том, что делать с тремя большими. В каждом из них находились три пакета с точными условиями и инструкциями по проведению обмена денег. Большие пакеты должны были храниться в местных отделах внутренних дел и поступить фельдъегерской связью в финансовые органы 14 декабря. Местные сотрудники действительно были чрезвычайно любопытны. Типичный случай произошел в Зуевском районе Кировской области. Пакеты были получены и вскрыты местными финансовыми работниками за 12 дней до срока. Приток вкладов в районную сберкассу сразу же увеличился в 25 раз. Начальник РОВД, который получал пакеты и передал их раньше срока, был осужден за разглашение государственной тайны на 8 лет лагерей с поражением в правах. Но по официальным отчетам Госбанка СССР, таких злоупотреблений было немного. В Минфине следили за обстановкой. А.Г. Зверев 7 декабря издал указание запретить сбор авансов в счет погашения подписки на государственные займы и другие платежи. Как показала практика, это указание повсеместно нарушалось. … Для предотвращения легализации личных средств под видом выручки предприятий торговли и сферы услуг 12 декабря 1947 г. министр торговли А.В. Любимов проинструктировал торгующие организации. Минторг СССР предписал во всех магазинах и предприятиях общественного питания в ночь на 14 декабря 1947 г. провести учет алкоголя и табачных изделий. Реализации подлежал лимит, определенный учетом, т. е. средняя суточная норма продажи. Все остальное предписывалось реализовывать не ранее 16 декабря. Торговля указанными товарами 15 декабря 1947 г. была запрещена. Таким образом, Минторг, выполняя указания правительства, пытался предотвратить вложение денег в высоколиквидные товары с целью последующей реализации на новые деньги. Данные указания не были надлежаще проработаны и лимиты на торговлю 14 и 15 декабря в торговые организации не поступили. В связи с этим они торговали в обычном порядке. В результате вино-водочные изделия и табак активно скупались на старые деньги, а под видом существенно возросшей выручки магазины сдавали «конвертируемые» частные средства. В целом рыночно мотивированные злоупотребления делились на две большие группы: – работники торговли укрывали от учета товарно-материальные ценности, особенно табак, водку, ювелирные украшения, дорогостоящие товары, выкупали их на старые деньги, чтобы потом продать после реформы уже за новые; – сотрудники финансовых органов, партийные и советские функционеры, зная заранее условия реформы, вносили личные сбережения на счета предприятий и организаций, дробили вклады, передавали их подчиненным и т. п. На 31 декабря органы МВД возбудили 7310 уголовных дел по торговым организациям. … Сразу после инструктивных совещаний, с обеда 14 декабря, по всей стране началась настоящая вкладная лихорадка. Махинациями был занят практически весь руководящий состав местных отделений Госбанка и сберкасс. В Грозный пакеты пришли в 15:00, час длилось совещание. За два часа до конца рабочего дня заведующий центральной сберкассой успел внести сам и принять от своих около 2 млн руб. В Ровно до 14:00 вкладов в сберкассы не поступало, шли инструктажи. В 15:00 были вскрыты пакеты, тут же образовались очереди в основном из ответственных работников Госбанка и сберкасс. В Новосибирской области были отмечены злоупотребления «почти по всем сберкассам, вплоть до уничтожения отчетности». В Московской области аналогичные нарушения были вскрыты в 27 из 35 проверенных районов. Во Фрунзе 14 декабря после вскрытия пакетов в центральной сберкассе были приняты 180 вкладов физических лиц на сумму 643 300 руб. Калужский суд приговорил к большим срокам тюремного заключения заведующих облфо, областной и городской сберкасс. В Томске были арестованы управляющий Томской областной конторой сберегательных касс, заведующий центральной сберкассой одного из районов, управляющий Томским отделением Госбанка, оформлявшие вклады задним числом, в т. ч. на вымышленных вкладчиков.
Громадное поступление денежной наличности» объяснялось, в том числе и тем, что ажиотаж среди желающих вложить деньги в сберкассы любыми способами достиг апогея 15 декабря. В этот день, как отмечается в справке Кемеровской конторы Госбанка, «во всех отделениях области имелся большой наплыв клиентов для сдачи денег в кассы любыми способами. Имели место случаи сброса денег населения в уплату налогов и других долговых обязательств, но это своевременно пресекалось». В Новосибирске почта, телеграф, кино, кассы Госбанка были переполнены. В аптеках «скупали все, что лежало годами». Хуже всех было командировочным, которые боялись, что после обмена не смогут выехать домой. По всем городам страны наблюдалась редкая картина – граждане стремились уплатить вперед различные налоги, рассчитаться по подписке на займы. Минфин скорректировал свою позицию, разъяснив, что суммы, досрочно внесенные в погашение подписки на заем, переоценке не подлежали и зачитывались в полной сумме. С утра 15 декабря в парторганизации зачастили коммунисты с просьбами принять задолженность по членским взносам. Омский горком ВКП(б) отмечал, что «отдельные коммунисты, используя свое служебное положение, сдавали суммы денег на счета организаций». От высокопоставленных аппаратчиков деньги принимал сам начальник Омского областного управления сберкасс и оформлял их через одну из районных сберкасс вкладами на предъявителя (всего на 136 тыс. руб.). Партийные органы не дали согласие на его привлечение к уголовной ответственности. … Распространенным способом спасения сбережений и легализации теневого капитала было в дни реформы внесение личных средств в банк под видом выручки предприятий торговли и сферы услуг. Магазины практически не работали, повсеместно проводился «учет». В Таллинне в системе Продторга выручка почти в 2,5 раза превысила обычную. В Ворошиловграде Горпищеторг сдал в банк 13 декабря 161 тыс. руб., а 15 декабря 955 тыс. руб. ОРС завода им. Сталина (Омск), вместо обычной выручки в 7 тыс., сдал 110 тыс., магазин ТЭМЗа (Томск) был закрыт весь день 15 декабря, но вечером сдал 128 тыс. руб. выручки. … «Живое творчество масс» рождало новые формы торговли. В Красноуфимске (Свердловская обл.) магазин райпотребсоюза принимал авансом деньги за товары, которых не было в магазине. Инициативу рублем поддержали руководители торговли. Деньги из сельских кубышек хлынули в банки под видом колхозных и кооперативных средств. Колхозы Горьковской области сдавали десятки тысяч рублей в счет недоимок по самообложению, хотя таковых за ними «не числилось и не могло числиться». Колхозы Свердловской области рассчитывались с организациями, «с которыми расчетов никаких нет». На расчетный счет Томского коопторга 15 декабря были зачислены 323 478 руб. На следующий день кооператоры принесли уже мешок денег – более 800 тыс. руб., которые кассир принял без пересчета по расписке управляющего. После выписки квитанции задним числом действие этой истории переместилось в прокуратуру, а кооперативные «крохи» были пересчитаны по соотношению 10: 1. … В первые часы реформы полностью подтвердились опасения Минторга, по поводу сокрытия товаров для перепродажи на новые деньги. Подчас дело приобретало поистине трагический оборот. 15 декабря заведующий базой № 500 в г. Тушине (Московская обл.) перед снятием остатков товаров на базе спрятал 250 тыс. папирос и других товаров на 45 тыс. руб. Затем он внес по договору с кассиром и заведующим магазином эти деньги в кассу, выписал бестоварную накладную на весь товар и оформил ее 14 декабря. 16 декабря, узнав, что на базе проводится прокурорская проверка, заведующий, не имея возможности вывезти спрятанное, ночью сжег весь свой запас товаров в печи столовой. Даже на Московской печатной фабрике Гознака, выпускавшей деньги нового образца, были обнаружены факты сокрытия товаров. В магазине фабричного ОРСа были спрятаны сотни банок консервов, десятки килограммов мяса и литров водки. Что мы видим? Мы видим практически то же самое, что мы наблюдали в 1991 году во время реформ Павлова. Вакханалия воровства, спекуляции, злоупотреблений. Только вот страна не развалилась. Почему? Прежде всего, потому, что в 1947 году ещё сохранялся мощнейший репрессивный аппарат и желание любой ценой удержать власть. В 1991 советская власть уже была властью словоблудов и методы времен Сталина применить уже не могла. Все это понимали, как понимали и то, что они могут себе позволить – а за что убьют. Проблема была и в том, что финансовый кризис позднего сталинского правления не был ни описан ни проанализирован – такую информацию советская власть просто скрывала вместо того чтобы извлекать уроки. В результате в 1985–1991 году советские реформаторы оказались перед проблемой экономической реформы, не имея опыта предыдущих реформ и не зная уроков, которые они преподнесли. Кстати, описанное опровергает еще один живучий миф – о том что при Сталине был порядок, все жили ради страны – а в 1991 году разболтались. Да нет. Не так все было. И воровали, и спекулировали и злоупотребляли, и партийные органы были в первых рядах этого. Кого-то поймали, большинство, конечно же, ушли безнаказанными. Разница была лишь в том, что о сепаратизме тогда боялись даже помыслить.
Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники: "Человек и то что он сделал"
https://aftershock.news/?q=node/818317
Нет комментариев