сеть "ВКонтакте" группа Клуб православной семьи
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
20 / 7 октября Церковь почитает Красностокскую икону Божией Матери.
С ПРАЗДНИКОМ!
КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Что же так тянет православных в Красносток? Чем это сравнительно небольшое место так дорого сердцу христианина?
Влекут к себе христиан те великие святыни, которые сокрыты в стенах Красностокских храмов, та благодать Божия, которая по вере изливается на всех, прибегающих к заступничеству и покрову чудотворной иконы Красностокской Божией Матери и двух других Ее святых икон, просиянных и прославленных своими чудесами, своею благодатной помощью всем страждущим и обремененным.
Чтимая в русской православной благочестивой семье князей Урусовых (сохранивших в своем доме до сих пор старинного письма копию Красностокской иконы Божией Матери); подлинная чудотворная икона Красностокская передавалась из рода в род и (по женской линии) со временем перешла (как дар или как благословение) в дом Тышко (Тышкевичей).
Супруга Тышко (Тышкевича) Евфросиния помещает ее в божницу своей спальни. По уходе мужа на войну против шведов благочестивая жена украшает свой родовой, чтимый образ восемью венками, теплит пред ним лампаду и в минуты грусти и скорби горячо молится за своего супруга.
Здесь, может быть и не в первый раз, во время молитвы обнаружилась чудотворная сила святой иконы: лампада пред иконой в день Богородичного праздника 21 ноября зажглась сама собой. Как бы для большего уверения в присущей святой иконе чудодейственной силе чудо это повторилось еще три раза: 29 ноября, 3 и 5 декабря. Пораженная и радостно удивленная этим, Евфросиния вынимает из божницы святую икону, снимает украшавшие ее восемь венков и переносит все это вместе с теплящейся лампадой в гостиную, куда призывает для поклонения святой иконе всех своих дворовых людей. Здесь глазам присутствующих открылось новое чудо: розы семи совершенно сухих уже венков вновь зацвели (восьмой венок остался засохшим). (До сих пор хранятся в монастыре портреты Тышкевичей. На одном из этих портретов Евфросиния Тышкевич изображена со святой иконой, украшенной венками из роз, и икона эта небольшая, православного письма, как раз та подлинная чудотворная икона, которая теперь стоит на святом престоле в алтаре великой церкви).
Вернувшийся после похода на шведов целым и невредимым Феликс Абрамович Тышко (Тышкевич) в благодарность за помощь ему Царицы Небесной и в знак благоговения к чудесам святой иконы украшает ее и помещает в деревянном храме своего имения «Табенщина», или «Кривой Сток». (Некоторые исследователи древностей нашего края, как например, генерал-лейтенант Н. И. Воронов, написавший даже книгу «Воспоминания по Западному краю», не без оснований полагают, что этот деревянный храм, в котором поместили святую икону, до унии был православным). В память чуда с розами, расцветшими на святом образе Богородицы, фольварок Тышкевича «Табенщина», или «Кривой Сток», получил название «Ружаны Сток».
Вера в чудотворную силу святой иконы настолько укрепилась в семье Тышко (Тышкевичей) после описанных выше чудес, что сам Тышкевич брал ее с собой, не без согласия жены своей, конечно, как небесную заступницу, в дорогу во время частых своих военных походов. Это было тем более удобно, что сама святая икона представляла из себя складень (обычное устройство для православных икон), к краям которого на створках были прикреплены еще две другие иконы, которыми образ Богородицы мог удобно прикрываться. (Складень этот с большими медными завесами до сих пор хранится в монастыре. Теперь святая икона из складня вынута и вделана в небольшой дубовый киот).
Чтобы не оставить фольварок «Кривой Сток» (Ружанысток) без покрова Пресвятой Богородицы во время отсутствия там Ее чудотворной иконы, Евфросиния Тышкевич заказала одному художнику-протестанту (немцу), жившему в Гродно, списать копию-снимок с чудотворной иконы. Художник нарисовал несколько копий, но не совсем удачно (вероятно, отчасти потому, что трудно было срисовать темный лик иконы с едва заметными чертами лица). Евфросиния Тышкевич из этих нескольких икон выбрала одну, наиболее ей понравившуюся, написанную на полотне (подлинная чудотворная икона написана, как и вообще пишутся более дорогие православные иконы, на кипарисовой доске). Эта копия чудотворной иконы, написанная протестантом, и была помещена в Ружаностокском храме. К ней впоследствии была сделана риза, которая потом возобновлялась, о чем свидетельствует и надпись на оборотной стороне иконы. Что всего важнее, надпись эта сделана на славянском языке и ясно указывает на православие устроительницы ее Евфросинии Тышкевич (католичка ведь сделала бы надпись на латинском или польском языках). Вот как рассказывает об этой надписи в своей книге «Воспоминания по Западному краю» генерал-лейтенант Н. И. Воронов: «При рассмотрении святой иконы членами Церковного Комитета в присутствии декана Высоцкого, одного приглашенного католика, первое, что бросилось всем в глаза, это серебряная планочка, или скорее можно назвать дощечкой, более вершка шириною, положенная во всю длину иконы, видимо, с намерением закрыть сделанные надписи на образе; надписи можно было прочесть, хотя с трудом и то при помощи увеличительного стекла: гласило следующее: “возобновлена риза Тышкевичей... урожденная Сологуб”... далее “княж” или “кня”, еще можно прочесть слово “овой”, далее невозможно; тогда по догадкам мы предположили: не “Урусовой” ли. Еще было написано по-славянски, но трудно прочитать, буквы некоторые выпали, остались пустые места» (стр. 203). Н. И. Воронов видел эту надпись на святой иконе в 1867 году, в конце августа месяца. Если много времени спустя по явлении подлинной Красностокской иконы Божией Матери, которое было в 1658 году, ксендзы не могли даже на копии святой иконы уничтожить славянскую надпись (а славянского языка ксендзы не любят и не выносят), то что сказать о тех временах, когда явилась подлинная чудотворная икона Красностокская; тогда, без сомнения, как в крае нашем, так и в семье Тышкевичей ярко еще сиял свет православия.
Долго странствовала взятая Тышкевичем с собой в поход подлинная чудотворная икона Красностокской Божией Матери. Была святая икона в это время на Подлясье, попала однажды вместе с обозом Тышкевича и в плен к шведам. В католических книгах, которые читались составителем настоящего описания, так говорится об этом: «Того же 1659 года, когда неприятельское войско вторглось в пределы Подлясья, Тышкевич, видя ясно свою небезопасность, вынужден был уезжать, но отъезд его был несчастлив. Когда он уходил, ночью, в дни молодого месяца, отряд неприятельского войска напал на него, взял все его возы, в одном из которых был сложен и образ Пресвятой Девы Марии Богородицы; едва сам (Тышкевич) с женой своей успел уйти... Когда неприятели бросились грабить возы Тышкевича, наткнулись на образ Пресвятой Богородицы и начали его открывать (так как перед этим он был заперт (замкнен) дверками); тотчас тому, кто первый бросился открывать образ, скрючило (скорчило) руки... Тогда один безумец, поднявши саблю, хотел разрубить образ Пресвятой Богородицы, но, промахнувшись, так тяжело себя ранил, что упал на землю в глубоком обмороке». Есть предание, что шведы, узнав чудотворную силу святой иконы, бросили ее в колодец, откуда она потом была извлечена.
Только в 1660 году Тышкевич отыскал и вернул себе образ Пресвятой Девы Марии, а в один из следующих годов чудотворная икона Красностокская (русский православный складень) в день Успения Пресвятой Богородицы была привезена Тышкевичем в Красносток (Ружанысток) для постоянного в нем пребывания.
Теперь в Красностоке (Ружаностоке) оказались две иконы: подлинная чудотворная и ее копия-снимок.
Нужно сказать, что то благоговейное чествование, которое воздавалось подлинной чудотворной иконе Божией Матери, явленной в Красностоке (Ружаностоке), ее почитатели перенесли и на копию-снимок. Когда подлинная святая чудотворная икона вместе с Тышкевичем странствовала, переходя с места на место, Евфросиния Тышкевич и ее близкие усердно молились пред копией святой иконы; Царица Небесная принимала эти молитвы, милость Ее подавалась по вере и тем, которые славили Ее, взирая на копию чудотворной иконы Красностокской.
Слух о новоявленной чудотворной иконе разнесся далеко вокруг Красностока. Народ во множестве стал стекаться в храм Красностокский для молитвы. Простые верующие люди одинаково чтили обе святые иконы (как и теперь чтут), не полагая между ними разницы.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев