"Об отпадениях в ислам казанских инородцев
«Татары требуют от принявших ислам инородцев безусловного отречения от своей национальности, языка и обычаев».
При более близком знакомстве с историческим прошлым татар и их ассимиляционной деятельностью по отношению к инородцам различных племен — чуваш, черемис, вотяков и других — мы должны будем придти к заключению, что татары Казанского края не могут рассматриваться как одно из племен тюркского корня, а как совокупность вышеупомянутых инородческих финно-угорских племен, объединенных путем пропаганды ислама и слившихся под ее влиянием в одну народность как части целого.
В этом нас убеждает и неоднородность типа татар, который сохранил монгольский элемент весьма слабо, что особенно заметно в селениях татар, живущих по соседству с другими инородцами: то он напоминает чувашский — с преобладающим смуглым цветом лица, то черемисский — с тощею растительностью на бороде и белокурым цветом волос, то добродушный вотяцкий — с рыжими волосами и веснушками на лице и т.д.
Татары требуют от принявших ислам инородцев безусловного отречения от своей национальности, языка и обычаев. Переход в магометанство все приволжские инородцы выражают словами: «Мы ушли в татары».
Сами татары не любят называть свою народность этим именем и обычно выступают под именем «мосолман», то есть мусульман, но это название нельзя считать правильным, так как оно указывает не на народность, а на религию, исповедуемую татарами. Быстрый рост численности татар-магометан указывает на то, что, кроме обычного естественного прироста, к магометанской группе присоединилось значительное число других инородцев, скрывающих свою национальность и именующихся уже исключительно «татарами».
— Сергий Багин. Об отпадениях в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального известия. Казань, 1910.
https://www.missiakryashen.ru/history/do…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5
Тутарсем вырӑсран та иртернӗ, атту хитре халап ҫӳрет...