- Деву ли повели? – спрашивали подружек, когда они, гурьбой обступив невесту, вели ее к бане.
- Деву! – дружно кричали девушки.
- А чиста ли дева та?
- Чиста была, и еще чище будет! – следовало отвечать подружкам.
В бане надо было поклониться на четыре стороны, а потом уже начиналось омовение. Иногда при этом присутствовала мать жениха, чтобы убедиться окончательно: невеста способна и тяжело работать, и стать матерью. Вообще-то, в этом вопросе старались разобраться заранее, поэтому девушек из семей, где было мало детей, или они часто умирали, охотно не сватали. Но обычай имелся, и его нередко соблюдали.
На камни, для большего жара, брызгали квас или брагу. Эти же напитки разрешалось пить, причем с сытными и сладкими пирогами. Считалось, что так невеста пытается задобрить подруг – чтобы не слишком горевали о ней, а другие чтобы не завидовали. Во многих губерниях был еще такой обычай в предсвадебной баньке: собирать капельки пота невесты. Впоследствии их добавляли в свадебный напиток жениха, чтобы усилить его интерес к новобрачной.
На севере невесту могли отдать жениху прямо из бани! И этому имелось объяснение. Еще в раннем Средневековье ходила легенда, о том, что некий коварный банник выкрал из семьи девочку, когда та пришла помыться. И до восемнадцати лет воспитывал ее у себя! Банник (именно так говорилось в легенде, а не банщик) был не человеком, а воплощенной силой тьмы. Поэтому наложил заклятие на воспитанницу, что она могла обрести свободу только в одном случае – если жених пришел бы за ней и увел ее за собой. Мне очень напомнило сказу про «Аленький цветочек», только наоборот… Вот так и повелось: помылась, очистилась, переоделась во все новое, и уходит из бани с будущим мужем.
Комментарии 217
Рекомендации по правилам наказания жены, которая по-мужнему "научению и наказанию не живет", подробно расписаны в "Домострое". Воспитывать провинившуюся рекомендовалось наедине, "а люди бы того не ведали и не слыхали". Суровость наказания должна была зависеть от размера вины, степени "ослушания, и небрежения". В любом случае супругу рекомендовалось только "плеткою вежливенько побить за руки держа". При этом муж должен был соблюдать сдержанность и бить "бережно" без гнева. В этом случае, считал автор, наказание достигнет цели, будет "и разумно и больно, и страшно и здорово". По выполнении своего супружеского долга муж обязан был женуб "пожаловати, и примолвити"7.