Сегодня лекарственное лечение уже не ограничивается только химиотерапией – применением цитостатиков, которые действуют на все быстро делящиеся клетки – не только клетки опухоли, но и на волосяные фолликулы, ногти, кожу. Лекарственное лечение различных злокачественных новообразований, в первую очередь органов и тканей, так называемых сOлидных опухолей, помимо цитостатиков может включать в себя гормонотерапию, иммунотерапию, таргетную терапию, а также их комбинации.
О том, что такое линии лекарственной терапии, сколько их может быть, какой эффект от них можно ожидать, рассказывает Елена Викторовна Ткаченко, заведующая отделением краткосрочной лекарственной терапии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, кандидат медицинских наук.
Существует много режимов и схем лекарственного лечения, которые могут применяться при лечении различных злокачественных новообразований. Выбор их в основном зависит от вида опухоли, стадии заболевания, общего состояния пациента. Достаточно часто пациент получает неоадъювантное, то есть предоперационное лекарственное лечение. Его задачей является уменьшение или даже полный регресс опухоли, что позволяет сделать возможным хирургическое вмешательство либо уменьшить его объем.
Распространенной тактикой лечения также является получение пациентом адъювантной – послеоперационной, профилактической лекарственной терапии. Ее задача – профилактика дальнейшего прогрессирования опухоли, уничтожение микрометастазов, которые не могли быть выявлены до хирургического вмешательства.
Часто неоадъювантное и адъювантное лекарственное лечение входят в состав комплексного лечения злокачественных опухолей наряду с хирургическим и/или лучевым лечением.
Когда назначают линии лекарственного лечения
Циклы химиотерапии, которые называются линиями – это паллиативное лечение. Оно назначается при нерезектабельных злокачественных опухолях, когда по каким-либо причинам пациенту не могут выполнить радикальное лечение (например, хирургическое вмешательство). Зачастую это бывает после того, как больной уже получил комплексное лечение, но спустя какое-то время у него началось прогрессирование, появились метастазы. Или другой вариант: пациент сразу поступил с метастатической формой онкологического заболевания, выполнить операцию невозможно. В этом случае проводится системное лекарственное лечение, которое проходит этапами или, если говорить другими словами – линиями.
Сколько может быть линий
Возможное количество линий зависит от вида опухоли. Например, при метастатической форме рака молочной железы не определено максимальное количество линий лекарственного лечения и их последовательность. Препаратов много, так что практически бесконечно. При колоректальном раке в настоящее время тоже существует много возможностей для системной противоопухолевой терапии.
Тактику лечение выбирает врач согласно тому, что показано пациенту, что он может перенести и на что пациент согласен. Например, врач считает, что нужны антрациклиновые антибиотки, а пациент говорит – ни в коем случае, не хочу расставаться с волосами (побочный эффект лечения препаратами этой группы).
В клинических рекомендациях по системной терапии некоторых опухолей, например, мелкоклеточного рака легкого, четко обозначено – платиносодержащие режимы. При раке яичников – в первой линии также должны быть платиносодержащие режимы.
При терапии определенных видов опухолей количество линий химиотерапии может доходить до 10.
Фармацевтика активно развивается, появились разные виды лекарственной терапии и появляются все новые и новые препараты. Это увеличивает возможное количество линий лекарственного лечения.
От чего зависит то, какие препараты применяются в первой и последующих линиях
Именно в первой линии лекарственного лечения врачи стремятся к максимальному эффекту. Когда пациент не измучен, когда у него еще не было сильных токсических явлений.
То, какие препараты будут применяться во второй, третьей линии – зависит от того, что уже применялось, как пациент переносил лечение, какие были осложнения, какой был результат, какой был так называемый «светлый промежуток» – без прогрессирования.
Врач следит за современными исследованиями, потому что в результате них меняются рекомендации. Например, появляются данные, что при таком-то виде опухолей применение такого-то препарата в первой линии увеличивает выживаемость. Очень часто бывает важно назначить вовремя тот или иной лекарственный препарат. И отнюдь не все равно, какие препараты в какую очередь принимать.
Ситуация меняется, сегодня врачи могут работать по-другому, чем два года назад, потому что появилась новая информация. Появились новые виды препаратов, которые свою эффективность показали и перешли в первую линию.
Как долго может длиться линия лекарственного лечения
Важно не перепрыгивать с линии на линию раньше времени. Потому что в данном случае речь идет уже о паллиативном лечении. В этом случае мы не стремимся к полному излечению от опухоли. В данной ситуации главная задача врачей – не излечить, а сохранить и продлить жизнь пациента без ухудшения ее качества. Поэтому врач стремится использовать максимально весь эффект, какой может быть здесь и сейчас от этой линии терапии.
Очень часто бывает, что пациенты, родственники или врачи других специальностей говорят – химия не помогает, меняйте ее. А на самом деле – произошла стабилизация заболевания. Для клинического онколога это тоже эффект, тоже результат. В данном случае не стоит задача достичь полного клинического регресса. Опухоль «стоит на месте» и это уже хорошо. Поэтому переводить пациента на следующую линию неправильно. Ведь, например, на этом препарате можно было держать пациента 5 лет. А пролечили 4 месяца и решили, что нет эффекта – всего лишь стабилизация. Лечение поменяли, перешли на вторую линию, и опять нет так страстно желаемого пациентом эффекта – полного регресса. И опять за 4 месяца истратили линию. Получается, что за короткое время все возможные препараты использованы, развилась токсичность и резистентность, то есть невосприимчивость к использованным препаратам. Самая большая беда, когда пациенты этого не понимают. Они же вылечиться хотят, чтобы опухоль вообще ушла. А это не всегда возможно. А бывает, что опухоль быстро уходит, а через некоторое время – возвращается. И нужно все начинать заново.
Можно пройти все линии химиотерапии, а потом взять и вернуться к первой
Иногда такое происходит. Врач смотрит на токсичность, которая уже была. Некоторые препараты имеют кумулятивную токсичность, которую нельзя превысить в течение всей жизни. Человек хочет жить и в 40 лет, и в 70, и в 90. И он хочет жить качественно. Длительность и качество его жизни будут зависеть от того, сколько препаратов он сохранит вот в этой своей корзинке линий лекарственного лечения, которые становятся для него линией жизни.
#нмицПетрова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1