В какое время жители Забайкалья могут сверлить стены или громко слушать музыку так, чтобы это было законным и не давало поводов соседям для жалоб в правоохранительные органы? Этот вопрос на площадке законодательного собрания региона рассматривается уже второй год, но депутаты не могут прийти к единому мнению и решить — стоит ли менять действующие сегодня рамки тишины, принятые ещё в 2009 году.
Не петь, не лаять
Региональный проект закона «Об обеспечении покоя граждан и тишины» был разработан прокуратурой Забайкалья и внесён в парламент от имени прокурора края Василия Войкина в конце 2015 года. В том варианте законопроекта, в частности, предлагалось на несколько часов увеличить время тишины и наказывать владельцев собак за лай по ночам. То есть не смог утихомирить пса — будешь платить штраф. Также документ определял перечень объектов, где будет запрещено нарушать покой и тишину, включив в него объекты социального значения, образовательные учреждения, учреждения торгового и бытового обслуживания, работающие в ночное время, садоводческие и дачные организации, а также жилые дома. Время тишины предлагалось разграничить следующим образом в рабочие дни с 22.00 до 9.00, а в выходные- с 23.00 до 10.00.
Действующий закон просто (без особых подробностей) запрещает шуметь с 22:00 до 6:00 в любой день. На вопрос депутатов о том, а кто будет составлять протоколы, представитель прокуратуры сообщал, что этим должна заниматься полиция, так как в её ведение входит охрана общественного порядка. Вообще, у народных избранников законопроект сразу вызвал много споров, поэтому его рассмотрение было отложено.
Второй раз к документу вернулись уже в январе 2016-го. Коммунисты вновь выразили сомнения, что новый закон будет работать, но на этот раз представитель прокуратуры сообщил, что составлением протоколов готовы заняться даже сотрудники его ведомства, лишь бы закон был принят. Можно сказать, что «протокольную» тему закрыли, но оставался открытым вопрос о временных рамках, поэтому законопроект вновь отправили на доработку, продлившуюся до марта. На очередном заседании профильного комитета после долгого обсуждения документ всё-таки был рекомендован к рассмотрению на сессии заксобрания Забайкальского края при условии, что это будет своего рода отправной точкой, не исключающей возможность доработок.
— По этому поводу всегда будут дискуссии. Этот закон будет очень подвижный. Будем смотреть, будем практикоприменять, потом будем делать какие-то выводы. Объять необъятное этот закон не сможет, но то, что он нужен, это точно. Нужно что- то действенное, чтобы работа работала, нужна отправная точка, — подчёркивала в то время депутат Карина Канунникова.
В середине марта 2016 года законопроект, предложенный краевой прокуратурой, после всех прений был принят в первом чтении. Оставалось подождать процедуры второго чтения, чтобы забайкальцы в выходные дни могли гарантированно поспать до 10:00, не боясь быть разбуженными шумными соседями, или чтобы жильцы квартир на первых этажах жилых домов могли обезопасить себя от шума соседствующих с ними баров. Но в этой истории возникла загвоздка- закон не предусматривал правила, касающиеся работы строителей в строительный сезон. Так, депутат и застройщик в одном лице Виктор Лопатин выразил озабоченность, что в случае принятия закона сдача объектов в один строительный сезон будет невозможна, а это приведёт к удорожанию жилья.
«Антипроизводственный» закон
Недовольство депутатов-строителей в конечном счёте привело к тому, что к процедуре второго чтения в законопроект были внесены настолько принципиальные поправки концептуального характера, что документ решено было, по сути, начать рассматривать заново. То есть вернуть его к первому чтению. Но для этого вновь нужно было одобрение профильного комитета. Проект закона в стенах заксобрания пошёл на второй круг.
В мае 2017 года дискуссия по поводу законопроекта «Об обеспечении покоя граждан и тишины» разгорелась с новой силой. Зампрокурора Забайкальского края Ирина Тверскова на очередном заседании комитета по госполитике напомнила, что предложенные её ведомством изменения не прихоть, а следование рекомендациям Всемирной организации здравоохранения по нормам сна. Поэтому и предложено увеличить «время тишины». Для присутствующих на заседании комитета депутатов-застройщиков Александра Филонича и Виктора Лопатина она пояснила, что когда разрабатывался закон, он не подразумевал, своего распространения на строительные объекты. Но такие аргументы были проигнорированы.
— Вы все прекрасно знаете, что строительный сезон ограничен погодными условиями. У нас время для работы с мая по сентябрь, и если не использовать этот период работы, какие будут результаты? В СССР работали в три смены, и если мы работать не будем хотя бы в две смены, то не будет результатов. Этот закон антипроизводственный, — возмущался Виктор Лопатин.
В итоге долгих обсуждений депутаты решили дополнить законопроект, разграничив жилые дома, где строительные и ремонтные работы в предлагаемое прокуратурой время недопустимы, и недостроенные, незавершённые объекты, в которых работы разрешены. Но строители стали настаивать ещё и на том, чтобы наоборот уменьшить на час время тишины, сделав его с 23:00 до 6:00 в любой день.
Финальное заседание профильного комитета по нашумевшему законопроекту состоялось на прошлой неделе 20 июня. Вновь обсудив многочисленные поправки, депутаты всё-таки приняли решение вынести законопроект на сессию 5 июля и рассмотреть его в первом чтении. Кажется, авторам законопроекта и народным избранникам, в том числе тем, кто был особо недоволен предложенной редакцией закона, удалось найти общий знаменатель. По сути, концепция законопроекта сохранилась: также остался перечень объектов, где нельзя шуметь, и виды этого самого шума, например, громкий собачий лай. Однако предлагавшееся прокуратурой разделение времени по будним и выходным дням, в итоге, кануло в Лету. После долгих споров было определено одно время тишины — с 22:00 до 7:00. То есть прокуратуре удалось за два года выбить для забайкальцев дополнительный час утренней безмятежности и не дать строителям добиться увеличения рамок шума до 23:00. К слову, повторимся, на застройщиков законопроект изначально и не распространялся. Понятно же, что речь идёт о жилых домах, где не в меру деятельные соседи начинают работать перфоратором с раннего утра и до поздней ночи. Но для спокойствия строителей из законопроекта их всё-таки официально вывели. Так, в перечень исключения парламентарии предложили внести работы, совершаемые на возводимых строителями объектах социально-культурного назначения в период строительного сезона (февраль—ноябрь), а также уточнить, что запрет на шум в определённое время коснётся именно жилых домов, находящихся в постоянной эксплуатации.
К сожалению, идея прокуратуры о более длительном действии времени тишины в выходные и праздничные дни так и останется идеей. Хотя непонятно, почему, если интересы строителей уже защищены, не сделать так, как предлагало надзорное ведомство? Сам закон действительно нужен, он уточняет многие пробелы, которые есть в действующем законодательстве относительно покоя граждан, но по временным рамкам, думаю, у многих людей ещё возникнут вопросы. Главное, чтобы в этот раз закон приняли и в первом, и во втором чтениях. Сегодня препятствий к этому на горизонте вроде бы не видно. Нюансы же, без сомнения, ещё будут уточняться потом.
Артем Стромилов. «Экстра» №26 от 28 июня
Комментарии 3