О чудо!
Красивые камни… Часто приходилось читать и слышать, как они овладевают сознанием любителей самоцветов, заставляют пересекать в их поисках континенты и океаны, пустыни и горные хребты. Стремясь к обладанию ими, люди приходят к постижению тайн бытия, открывают глубины Вселенной, заглядывают на миллионы и миллиарды лет в прошлое нашей планеты.
Однако лишь немногим удается испытать истинный восторг, когда попадается невыразимо прекрасная находка. О чудо! В этот миг, рассказывают очевидцы, душа взлетает ввысь и сердце рвется из груди.
Сами по себе самоцветы в природе мало чем отличаются от обыкновенных придорожных булыжников. Но после обработки, шлифовки расцветают и завораживают своей неповторимой красотой. Возле витрины с самоцветами посетители минералогического музея уранодобывающего предприятия ПАО «Приагрунское производственное горно-химическое объединение» обычно задерживаются дольше, чем у других.
Особенно восхищают экспонаты из художественной мастерской гидрометаллургического завода: многочисленные сувениры из агатов, часы в корпусе из чароита, кисти медово-желтого и фиолетового винограда с резными листочками из офикальцита, каменный цветок из флюорита необыкновенной красоты, глядя на который вспоминаешь Данилу-мастера из «Уральских сказов» Бажова.
Красота забайкальского агата с давних пор вдохновляет поэтов. Он удивителен по разнообразию рисунка. Благодаря особенностям структуры, агат на протяжении многих веков используется как украшение. В таком камне можно разглядеть дремучий лес, фантастический подводный мир, а порой и самые неожиданные сюжеты. Например, геолог Федор Нечкин в год Олимпиады в Москве, распилив один из агатов, обнаружил силуэт символа этих соревнований — олимпийского Мишки! В его же коллекции был агат с профилем главы СССР Л.И. Брежнева с его знаменитыми кустистыми бровями. В минералогическом музее и частных коллекциях краснокаменских геологов немало удивительных экземпляров.
Приятно удивила экспозиция из самоцветных камней в московском кабинете-музее человека-легенды урановой геологии Федора Иосифовича Вольфсона, доктора геолого-минералогических наук, профессора Российской академии наук, который участвовал в научно-исследовательских работах в наших краях и во многом способствовал успеху этого дела.
— Все, что здесь есть, — подарки его краснокаменских коллег, — сказал о коллекции сын и последователь Иосиф Вольфсон. — Отец очень дорожил ими, ценил, трепетно хранил, черпал энергию и вдохновение в забайкальских самоцветах.
Портреты Федора Иосифовича Вольфсона висят в кабинетах многих руководителей и ведущих специалистов отрасли, которые в равной степени ценят его как выдающегося ученого и Человека с большой, очень большой буквы.
Из созвездия знаменитостей
Забайкалье — традиционный поставщик в музеи первоклассного коллекционного материала. На территории Забайкалья было открыто более 40 минералов, значительная часть из которых нигде в мире больше не встречается.
Среди первооткрывателей самоцветов немало и наших земляков, представителей коллективов геологов, занимавшихся разведкой недр на территории Краснокаменского района. Самая известная — минералог ГРП-32 Вера Парфентьевна Рогова. Пять новых минералов на ее счету: баураноит, кальцураноит, метакальцураноит, тинаксит и самый ошеломительный по красоте — чароит, или сиреневый камень, теперь уже известный во всем мире!
Впрочем, и сама Вера Парфентьевна — «из созвездия знаменитостей Забайкалья», так говорят о ней и еще двух женщинах: первооткрывателе урановых месторождений Лидии Петровне Ищуковой и открывшей Удоканское месторождение меди Елизавете Ивановне Буровой. Кстати, когда говорят об этом мужчины, они придают такому деликатному факту шуточный оттенок: приоритет женщин в данном случае бесспорен!
В плену у чароита
Разные по характерам эти знаменитости. Часто вспоминается встреча с Верой Парфентьевной у экспозиции с образцами открытого ею на севере Забайкалья чароита — в его природном и в обработанном виде. Наслаждаемся созерцанием минерала: ярко-сиреневый, волокнистый, с шелковистым отливом и неповторимыми узорами, иногда он тусклый, с желтыми, серыми и зелеными вкраплениями… А от красоты других экземпляров просто дух захватывает: белые игольчатые хризантемы на фиолетовом фоне или, наоборот, сиреневые цветы на белом поле! Неспешно течёт беседа, с удовольствием отмечаю, насколько Вера Парфентьевна женственна… И она тут же подтверждает это впечатление:
— На ваш костюм напрашивается брошь с чароитом.
Да, от такого украшения трудно отказаться. Чувствую — я в плену у чароита! Даже сами первооткрыватели затрудняются объяснить, чего больше в имени минерала — названия реки Чара, на берегу которой находится месторождение, или исходного от глагола «чаровать»?
Очень скоро мне удалось купить брошь с чароитом, и она напоминает очарование встречи с Верой Парфентьевной Роговой.
Радость открытий
Каждое откровение об открытиях обычно сопровождает ураган эмоций и безграничная радость. Тогда понимаешь — в этом смысл жизни первооткрывателей. Но всю глубину их чувств постичь, оказывается, можно только когда сам переживешь что-то подобное…
Неподалеку от Забайкальска на вспаханном поле я вдруг увидела часть черного камушка, чутье подсказало: это агат! Сердце ёкнуло, закатилось куда-то под ложечку и радостно забилось! С щемящим ощущением обладателя сокровища стала освобождать свою находку из плена пашни, и оказалась она довольно увесистой, граммов на 250! Да к тому же еще без специфического покрытия, похожего на поверхность обыкновенного булыжника. Это был отшлифованный непонятным образом экземпляр, очень похожий внешне на женскую фигурку!
«И вправду говорят — новичкам везет…», — проворчал тогда коллекционер с большим стажем.
Теперь мне стали более понятны эмоции коллекционеров и первооткрывателей.
Автор: Любовь ПЕТРОВА
Источник:
http://xn--80aacb0akh2bp7e.xn--p1ai/news/98565/
http://забрабочий.рф
Комментарии 1