Где-то в
средине 19 века в Каслинский завод переселилась из села Коневского ( Конево,
Юго-Конево), которое находилось не далеко от Каслинского завода, Матрена Узких.
Вот видите этот мост ( он расположен по дороге на Багаряк)
Вот тут и
располагалось село Коневское. Село старинное, с большой историей. Вот только
сейчас его уже нет, история села закончилась в 1957 году после взрыва на ПО «
Маяк». Из-за радиационного загрязнения село пришлось переселить, а постройки
сравнять с землей. Вот фото села помеченное 1957 годом
Может
последнее…
Вокруг
Матрены стали собираться вдовы и девицы Каслинского завода и окрестных деревень.
Так образовалось общежитие людей, желавших посвятить себя богу. Вначале они
существовали самостоятельно, но с 1878 года общежитие взял под опеку
Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь.
Как писано в
документах «… для насаждения настоящей иноческой жизни». Общину назвали хутором
Н-Тихвинского монастыря , и назначили туда начальницу из сестер этого
монастыря. Надо отметить, что обитательницы хутора на протяжении многих лет
мечтали все-таки о самостоятельности. Тем более, что стараниями одного из
благотворителей у сестер появилась своя церковь . Имя благотворителя не
указано, но зная сколько для общины сделал каслинский купец Трутнев, можно
предположить, что на церковь деньги дал именно он. Название церкви дали в честь
Иконы Божьей Матери «Казанская». Обитель-общежитие пользовалось большим
уважением, многие каслинцы посещали её и оказывали материальную помощь. Долгое
время в церкви не было священника, но в 1894 году открылась вакансия. Тут уж
известно благодаря кому. Купец Трутнев пожертвовал 4000 руб. с тем, чтобы
проценты с них шли на содержание священника. И в 1898 году в Казанскую церковь
был назначен Петр Беляев ( отец Петр)
Специально для него было приобретено усадебное
место и построен дом с хоз. постройками. В нем и поселился Петр Беляев вместе с
семьей. Я думаю, что это вот этот дом
Посмотрите
на старый снимок, там за церковью виден угол дома, и подпись гласит Казанская
церковь вместе с домом священника
По-моему,
похоже. Отец Петр очень много сделал, чтобы общежитие получило, наконец,
самостоятельность. За что и был награжден набедренником Эта награда обозначает
дословно «Духовный меч слова Божия».
21 февраля
1901 года Указом Святейшего Синода было постановлено « Каслинское женское
общежитие Екатеринбургского уезда обратить в самостоятельную женскую общину с
наименованием оной Казанско-Богородицкой…» Начальницей единогласно была выбрана
монахиня Ново-Тихвинского монастыря Анфия ( в миру Анфия Васильевна Засыпанова)
В Ново-Тихвинский монастырь она попала в 1854 году, пострижена в 1884 году.
Казначеем выбрали Анилину Ваганову. Анилина была своя, жила в Каслинской
общине. Были соблюдены все формальности. На баланс были взяты земли, находившиеся
в самом Каслинском заводе и 40 десятин у села Верхнетеченского, а так же
пахотные земли, которые пожертвовали супруги Наседкины. Даниил Николаевич
Наседкин и его жена Евдокия Ивановна были в Каслях известными благотворителями.
В заводе была даже улица Наседкина ( Наседкиных?), видимо сейчас это улица
Энгельса ( это не точно). Но именно на Энгельса 88 стоит их дом.
На
территории монастыря стояло 3 полукаменных 2-этажных дома и 1 одноэтажный без
фундамента, а так же хоз. постройки. В хозяйстве было 35 лошадей, 50 голов
крупного рогатого скота и овец. Были и огороды и цветники.
В 1902 году
община стала разрастаться и расширяться У купца Злоказова был выкуплен участок
земли у села Метлино за 8000 руб. Деньги были пожертвованы опять –таки купцом
Трутневым. 3000 руб. было уплачено сразу, а 5000 с рассрочкой на 10 лет.
Женщины
кроме церковного послушания, шили, вышивали, ткали, шили обувь, читали псалтырь
по усопшим. В 1904 году в жизни общины произошло 2 события. Во-первых община
стала монастырем, а во-вторы была открыта 2-х классная школа для подготовки
учителей начальной школы . Инициатива была, конечно, Петра Беляева. В 1905 году
он был переведен в Успенскую церковь
А священник
Успенской церкви в Казанскую при монастыре.
Не могу не
сказать несколько слов об Успенской церкви. Эта церковь могла бы стать
жемчужиной г. Касли. Уже только потому, что строилась она еще Никитой
Демидовым. Но она находится на территории завода и использовалась и до сих пор
используется в производственных целях. Насколько я поняла, там находится ООО «
Каменный пояс» Разговоры о её восстановлении идут давно, но… я была в городе
этой осенью и особых подвижек не заметила.
Судьба отца
Петра печальна, но не вызывает удивления. Когда началась гражданская война, в Каслях
вспыхнул антибольшевистский мятеж. Новая
власть посчитала, что руководителями и подстрекателями стали представители
духовенства. Отец Петр был арестован, и в ночь на 4 июля расстрелян. А так как
воздух в поселке-заводе был накален, объявить о расстреле побоялись- жене
сказали , что отца Петра увезли в Екатеринбург и там разберутся. Тело его
нашли, когда Касли заняли белочехи. В 2002 году Петр Беляев был прославлен в
Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Судьба
Казанского женского монастыря после революции ничем не отличалась от судеб
других Российских монастырей и храмов. Но монастырскими постройками
пользовались активно вплоть до 80-х годов 20-го столетия. Там размещался и
детский дом, и военный городок, во время войны содержались пленные немцы, а
после свои преступники и не совсем преступники, была школа механизации и
кинотеатр. Но для местной ребятни «лафа» наступила, когда здания забросили. Они
играли на этих руина в войну, искали клады и т.д. Что там современные квесты! В
70- е годы строения стали растаскивать на кирпичи, разобрали даже старинную
каменную ограду. А вскоре, все то, что осталось просто взорвали, а землю
раздали под огороды. Сейчас на месте, где когда-то стоял монастырь и его
Казанская церковь- пустырь.
Лишь
несколько деревьев одиноко стоят на нем, покачивая ветками
Улица
Монастырская тоже исчезла с карты города Касли, сейчас она именуется улицей Василия
Комиссарова. Может хоть памятный крест на этом месте поставить, как Вы думаете?
Да, историй много получается по родному краю, которых мы не знаем, но можно еще сохранить и рассказать их. Зачем ехать за три моря, когда у нас здесь еще не все изучено и озвучено. Спасибо вам огромное!
Моя бабушка закончила при монастыре вышеупомянутую школу, работала потом учительницей. Она жила у тетки, которая ,видимо, служила в монастыре. У бабушки была фотография ее класса с батюшкой, но потом исчезла, видимо , бабушка по каким то соображениям ее не оставила. Так хочется узнать больше, но информации мало. Вас читала затаив дыхание. Спасибо большое,- эти фото, как источник живой,- хочется смотреть и смотреть.
Мои предки по отцовской линии жили в Юго-Канево. Я там был 3 раза, последний раз 1957 году до взрыва на "Маяке". И в 2014г. там пустырь и все заросло крапивой. Но этот мост существует, я не смог даже найти место дома где жили предки. И следов церкви тоже нет.
Спасибо за рассказ! Есть ли сведения о том, кто служил при монастыре до 1898 г? Знаю, что с 1896 г. священником был Александр Макарьевич Архангельский, женатый на родной сестре моего прадеда
Спасибо большое за рассказ в одном из трех 2х этажных жила моя бабушка и её старшая сестра.они жили там с 1961года мои отец ещё достал сооружения монастыря и провел там все детство. Я уже достал уже котлован((( мой отец и я ходил в эту бывшую школу тогда она была уже детский сад номер 5. Сейчас это частный дом. Неподскажите где можно ещё найти информацию об этот месте?
Здравствуйте. Дома на фото вместе церковью расположены чуть выше и их два и между ними маленький проход. Дом который Вы указали он расположен ниже монастыря и он один. Два дома стоящие рядом это получается жил священик
Комментарии 12