Эта церковь
находится в селе с очень интересным названием – Монастырь, на северо-западе
Пермского края, в Коми-Пермяцком округе. Собственно села-то уже не существует.
Заброшенная церковь, заброшенное село, малодоступные места, дороги только для
внедорожников.
В обще-то в
Коми-Пермяцком округе таких вот исторических памятников не мало, но вот
логистика… Так что красоты этого края туристам откроются еще не скоро.
Коми-Пермяцкий
округ вошел в состав Пермской области в 1925 году. Этот район не был пустынным,
люди тут появились очень давно, в российских источниках есть упоминания ещё в
12 веке. Тогда местные племена
находились на стадии зарождения феодальных отношений. А вот к 15 веку
сложились объединения во главе с князьями. Жили оседло, строили срубы,
занимались охотой. Ведь леса и сейчас занимают основное пространство округа.
А так же
рыбалкой. Люди селились, в основном по берегам Камы. Да чего же красивы наши
северные реки!
И Кама
занимает среди них достойное место. Во второй половине 15 века земли были
присоединены к Российскому государству. Побывали тут и отряды татаро-монгол (
башкирские отряды), но среди лесов и болот им, видимо, показалось не уютно, и
они ушли на юг. Постепенно начался приток русского населения, но городища свои
они строили обособленно, не сливаясь с местным населением. Во времена правления
Петра I сюда потянулись беглые стрельцы
Бежавшие от
гнева , Петрова. Некоторые бежали в спешке, не успев взять с собой ни жен, ни
детей. А судьба оставшихся, была горькой, т. к. Петр строжайше запретил
помогать и принимать у себя жен и детей казненных стрельцов. Думаю, что это
распространялось и на сбежавших. Впрочем, и те стрельцы, которые взяли семью с
собой, немногие довезли их до места. Дорога была очень тяжелой. Ещё в 1539 году
на реке Каме, на полуострове был образован Свято-Троицкий монастырь По словам
Галины Григорьевны Сушковой, много лет занимавшейся историей родного края,
началось все с того, что Стефан Великопермский был на этом берегу Камы и поставил
тут Поклонный крест.
А потом
пришли 7 монахов, которые срубили часовню, а потом основали на этом месте
Свято-Троицкий монастырь, отсюда и название села.
Через 70 лет
в монастырь прибыл иеромах Варлаам (Палицын) для строительства Троицкой церкви.
После этого
обитель стала называться Троице-Плесенской Ваарламовской. И еще, по мнению,
Галины Григорьевны, стрельцов сюда попросту ссылали, и они пополняли
монастырское братство. Примерно, в это же время по указу Петра I, началась ликвидация монастырей.
Троицкий монастырь, как самостоятельная единица , перестал существовать. Его
приписали к Пыскорскому монастырю.
Этот
монастырь был расположен тоже на берегу Камы, напротив г. Березники. В 1775 году оба монастыря были
упразднены. В начале 20-го века Троицкая церковь, представляющая собой
уникальный памятник архитектуры, древнейший на Урале, стала разрушаться.
Еще бы,
ведь, если верить историкам, она простояла с 16 века. Тогда на её защиту
поднялись многие художники, архитекторы, священнослужители. Пермский епископы
Никонор и Палладий писали письма, доказывали, что нельзя бросать столь
уникальный памятник. И доказали, были выделены деньги на её ремонт и
восстановление. Вот, не знаю, успели ли её отремонтировать, но вскоре она
сгорела, и в 1910 году в с. Монастырь был построен ещё один деревянный храм
Николая Чудотворца
Она украшена
многочисленными декоративными элементами, изящными слуховыми окошками на шатре
и т.д. Представляет собой пятиглавый трапезный храм с шатровой колокольней.
Церковь
Николая Чудотворца была построена на деньги Стефана Абрамовича Лихачева-
купца-лесопромышленника. Говорят, что таким образом он хотел увековечить свое
имя. В газете «Пермская жизнь» в начале 20-х годов прошлого века язвительно
писали, что мол, заработав огромное богатство на угнетении местного населения,
этот обезумевший буржуй для удовлетворения своих амбиций, вколотил деньги в
церковь, для ещё большего одурманивания людей. А в эту церковь стекались люди
20-ти деревень!
Пока не
пришла беда. Во время гражданской войны с. Монастырь оказалось в самом
водовороте событий. Здесь размещался временный штаб армии Колчака. В скобках
замечу, что это было для меня открытием. Я всегда считала, что колчаковцы
севернее Перми не были. Век живи, век учись. Когда новое большевистское
правительство узнало о продвижении Колчака на север, то срочно направили в эти
места дивизии Фрунзе и Блюхера. Страшный бой произошел в 2 км от с. Монастырь,
в месте, которое называется Частые Лога. Там
до сих пор видны окопы с тех самых событий. А около деревни Плёсо гора
так и называется Солдатская. Вся земля около с.Монастырь залита кровью и белых,
и красных.
После
гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли, и он стоял пустым до 1925
года. Тогда 325 человек подписали прошение с просьбой разрешить службы.
Разрешили вроде бы, но заставили подписать странный договор. Договор заключался
в том, что жители не будут говорить о боге, и не будут учить детей и внуков
молиться. Спрашивается, а зачем тогда церковь? Тут надо сделать небольшое
отступление. История Коми-Пермяцкой земли- это история гонений и ссылок, и в
советское время она получила свое продолжение. Еще, наверное, живы, те, чьи
семьи были сосланы сюда в годы репрессий. А ссылались сюда семьи поляков,
поволжских немцев, крымских татар. И сейчас еще остались остатки тех поселений,
например в пос. Керос
Это были
спецпосления, которыми управляли поселковые спецкомедатуры и отделения спец.
Лагерей ГУЛАГа НКВД СССР. Главным девизом этих спецпоселений была работа,
тяжелая работа и еще раз работа. Занимались жители лесозаготовками.
Я думаю, для
них, оторванных от родной земли, наличие храма, даже при таких условиях было как лучик надежды.
В 1930 году
церковь Николая Чудотворца закрыли во второй раз. Сбросили колокола и кресты с
куполов. Растащили иконы, часть передали в Пермь, часть находится в Гайнском
музее. Гайнск центр района, где расположено село Монастырь. Священник
Апполинарий Лихачев ( не родственник ли Стефана Абрамовича Лихачева,
построившего церковь?) и псаломщик Степан Черемухин уплыли вниз по реке на
плоту вместе с семьями и имуществом. А люди стояли на берегу и плакали. Здесь,
в этом месте Кама течет в её естественных берегах, с поймами и возвышенностями.
И плоты с берега было видно долго, и люди не расходились, пока маленькие точки
не скрылись на горизонте. Потом, как по
накатанной дороге, в церкви был и клуб, и почта, и склад. А в годы ВОВ церковь
стояла пустая, и люди брали свои личные иконы, несли в пустую церковь и
молились. Во время войны многие храмы открыли вновь, но церковь Николая
Чудотворца открыть не разрешили. А когда
наступили лихие времена, то кто-то содрал с крыши церкви железо, из-за этого
бревна с потолка и часть крыши обвалились. И стоит она теперь вот такая. Но все
еще красивая, все еще овеянная духом старины ( хоть она и сравнительно молодая).
Церковь не
обладает никаким охранным статусом. В 2001 её обследовали, но «… храм, конечно,
может быть признан памятником местного значения, но из-за отсутствия « хоз.
Субъекта, способного обеспечить её сохранение и содержание» в список
исторического наследия её не включили.
Галина
Григорьевна Сушкова, о которой я уже упоминала, человек не равнодушный, не
могла смириться с таким положением дел. Живет она в Сейве. Сейва это
центральная усадьба главного леспромхоза, самого крупного в Коми-Пермяцком
округе. Вначале она взялась в одиночку очищать церковь. Выгребла кучу мусора,
очистила территорию вокруг. Но одна она может не много, правда, постепенно
подключились люди, которым совсем не безразлично, что столетняя реликвия
гибнет. Но этого не достаточно. Нужно официальное признание и включение церкви
в список исторического наследия.
Плавно несет
свои воды Кама у полуострова, на котором уже не стоит село Монастырь, но еще
держится храм Николая Чудотворца, и будет, очень жаль, если и он исчезнет
навсегда.
P.S. Буду очень рада, если мои сведения устарели, и церковь все-таки признали
историческим памятником.
#церкви
Какой красивый храм...как жалко,что такая красота разрушается...умерла деревня и храм вместе с ней...старики умерли,а молодежь в поисках лучшей жизни уехала...
Да... в городах церкви новые одну на другую лепим на каждом перекрестке новые, а вот такую красоту восстановить никто не взялся. И место хорошее.... Всем миром надо помогать все это сохранять если у епархии средств нет. И будет тогда Россия не хуже восстановленного Алеппо
В Пермской и Свердловской областях есть много случаев, когда старые церкви разбирали и перевозили в более подходящее место: в Хохловку, в Нижнюю Синячиху. Надо больше писать об этом, обратить на такие строения внимание заинтересованных лиц. Дороги у нас везде плохие, однако одни села процветают, а другие нет. Чем примечательно кроме храмов: Тарасково, Белогорье, Мироново, Арамашево? Просто не везде есть хороший хозяин.
Кирилл смотрит туда -откуда доход можно снимать регулярно ,вот и лепят в городах церкви рядами ....а какой ему доход с исторического памятника ,прихожане рублик не опустят в ящик с табличкой -"пожертвование на церковь"
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 17