И почти все барки, перевозившие продукцию демидовских уральских заводов, строились именно здесь
Начиналось строительство барки зимой. 1–2 шайтанские семьи брали подряд на постройку судна и «за свой кошт» начинали заготавливать строительный материал. Обычно на одну барку требовалось порядка 300 брёвен. Брёвна свозили на специальную стройплощадку — плотбище, пилили их на брусья и доски, строили верфь со стапелями (склизнями) и начинали работу
Сначала из длинных досок (лыжин) выкладывали днище барки, затем формировали носовые и кормовые закругления — плечи. Носовые плечи были на пол-локтя (20–22 см) шире кормовых, чтобы барка на плаву держала курс и не рыскала. Затем поперёк днища укладывали кокоры — среднего размера брёвна, которые пришивали к днищу деревянными гвоздями. К краям кокоры вертикально крепились стойки из брёвен — огнива, они служили уключинами для вёсел и на них наматывались тросы (снасти). На носу и на корме вертикально укреплялись более высокие и крепкие брёвна — пыжи. Так формировался скелет барки. Далее его обшивали досками различной толщины, ширины и профиля — порубнями, гарпинами, поесьями, боковнями. Доски крепились к огнивам, кокорам и пыжам деревянными гвоздями. Получался короб барки. Днище перекрывали поверх кокор настилом — подмётом. Чтобы борта барки не распирало от грузов, на носу и на корме друг с другом их сцепляли деревянными брусьями, по 3 на носу и на корме. С кормы и с носа на них настилали палубы (стлани). Центральную часть барки, которая называлась льяло, перекрывали тесовой кровлей на 2 ската
Для герметичности барку конопатили и смолили. Иногда ставили мачту. На корме строили помост для капитана. Если на барке плыл начальник каравана, то для него строили казёнку — каюту под кормовой палубой. На нос и на корму судна надевали массивные прямоугольные рамы из брусьев — сопляки. Эти рамы предохраняли барку от удара о скалы. Они же служили уключинами, если на барке было только 2 весла
Барку тщательно снаряжали. На огнива наматывали тросы: ходовые, вытяжные и травочные снасти. Барка несла несколько якорей — ходовые, становые и лодейные. На корме лежали связки лотов — 50-килограммовых чугунных болванок с шипами. Каждая связка состояла из 6 или 8 лотов. Они были прикреплены к барке цепями. В последнюю очередь изготовлялись огромные вёсла — потеси. Потесь делали из цельного бревна. Один конец бревна стёсывали под лопасть, другой конец (валёк) вырезали в форме рукояти — губы. За неё держался главный, самый сильный и опытный гребец из бурлаков — подгубщик. Остальные бурлаки держали потесь за кочетки — столбики, продетые сквозь валёк. Летом на барке использовалось 2 весла, весной — 4. Руля у барок не было. Летом на судна грузили большие куски холста для прохождения обмелевших участков реки спруживанием
Когда барка была готова, с плотбища её спускали на воду и отводили под погрузку. Большинство барок строилось на одну навигацию: по прибытии в конечную точку маршрута, после того как металл выгружали, судно либо продавали целиком, либо разбирали и тоже продавали, но уже по более низкой цене. Но были и такие барки, которые осенью отводили назад на демидовские пристани. Такие суда изнутри обивались листовым железом, что придавало им дополнительной прочности, и позволяло использовать барку неоднократно, до 10 раз
Фото: Спуск барок на Уткинской пристани (фото Метенкова В.Л., 1893 г. / общ. достояние)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
в период обсуждения проекта строительства Трас-Сибирской ж\д писал
«Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, они и должны играть в организме страны подобающую им роль. Сибирь богата водными путями, и задача состоит, чтобы ими воспользоваться как должно. Наступило время подумать, как воспользоваться руслом р. Чусовая. Она пересекает Уральские горы. А ее истоки находятся вблизи с истоками реки Амур..."
В ответе мне поможет Уральский следопыт
16 августа 2021
Чусовая завораживающе красива. Её берега украшают причудливые скалы, которые у нас называют «Камнями», а наиболее опасные – «Бойцами». Чусовая одновременно и уникальная река. Она сумела пересечь Уральские горы и убежать из Азии в Европу. Как удалось проложить ей путь сквозь горы?
Протекает уникальная уральская река по трём областям. Родившись в Челябинской области, она пробегает по Свердловской области на восточном склоне Уральских гор, а заканчивает свой бег в Пермской области, оказавшись на западном склоне. Эту особенность Чусовой использовали Демидовы, переправляя по ней «железные караваны» с уральским металлом из азиатской в европейскую часть России. Существуют данные историков, что подобное осуществлялось здесь еще за пять веков до нашей эры (иткульская культура древних металлургов).
Сама Чусовая образуется от слияния двух рек: Полудённой и Западной. Полуденная ...Ещёуважаемый Александр Белицкий спасибо за вопрос.
В ответе мне поможет Уральский следопыт
16 августа 2021
Чусовая завораживающе красива. Её берега украшают причудливые скалы, которые у нас называют «Камнями», а наиболее опасные – «Бойцами». Чусовая одновременно и уникальная река. Она сумела пересечь Уральские горы и убежать из Азии в Европу. Как удалось проложить ей путь сквозь горы?
Протекает уникальная уральская река по трём областям. Родившись в Челябинской области, она пробегает по Свердловской области на восточном склоне Уральских гор, а заканчивает свой бег в Пермской области, оказавшись на западном склоне. Эту особенность Чусовой использовали Демидовы, переправляя по ней «железные караваны» с уральским металлом из азиатской в европейскую часть России. Существуют данные историков, что подобное осуществлялось здесь еще за пять веков до нашей эры (иткульская культура древних металлургов).
Сама Чусовая образуется от слияния двух рек: Полудённой и Западной. Полуденная (Полдневая) Чусовая вытекает из Большого Чусовского озера на севере Челябинской области,
находящегося в 11-ти километрах северо-восточнее Верхнего Уфалея,
и по болотистой местности течёт на север. Высота над уровнем моря в месте истока – 399 метров. Через 45 километров речка сливается с Западной Чусовой уже на высоте 356 метров над уровнем моря. Западная Чусовая берёт начало на Уфалейском кряже.
Раньше Чусовая была более полноводной, широкой и глубокой. Она изобиловала рыбой, заходили в неё и осетровые.
Версия Гумбольта
Александр Гумбольдт, будучи в наших краях в 1829 году, объяснил факт пересечения Чусовой Уральских гор тем, что горы Урала у нас прерываются. Но это не совсем верно, ведь горы здесь не прерываются в полном смысле этого слова, они просто понижаются.
Гипотеза Кашина
Существует современная версия, объясняющая способность Чусовой пересекать горные хребты (гипотеза Р. Кашина). Автор исходит из того, что до большого ледникового периода русло Чусовой было едино с руслами рек Решётки и Исети. Чусовая впадала в Решётку, Решётка – в Исеть , а та – в Тобол и т.д.
Когда наступил ледниковый период , пришедшие с севера льды перегородили Чусовую и на месте нынешнего Первоуральска образовалось огромное море-озеро. Уровень воды значительно поднялся, она стала искать себе выход и… наконец нашла в северо-западном направлении. Пересекла Урал, добежала до Камы и воссоединилась с ней.