Частные таланты и государственная безликость
На материал turkmen.news о блокировке сайтов, нужных дизайнерам, поступил ряд откликов. Некоторые люди считают, что дизайн — не такая уж важная профессия, а от блокировок страдают все, так к чему особо выделять именно этих специалистов? Просто ситуация с ними вообще очень интересная. Несмотря на все сложности, в Туркменистане неожиданно развилась хорошая школа дизайна. Но используются плоды этой школы исключительно в частном бизнесе. Проекты с участием государства оформляются максимально нелепо и невзрачно.
На снимке: Пример работы частных туркменских дизайнеров
Дизайн в современном мире на самом деле значит очень многое. Нынешнюю реальность называют информационной, а дизайн — это способ подачи информации. Любой товар, событие, учреждение — это лишь база, которой необходимо придать грамотную форму. Именно этим занимаются дизайнеры, определяющие, будет ли страна на международной арене выглядеть стильной или смешной, актуальной или устаревшей, сильной или слабой.
Правительство формально поощряет импортозамещение, но никакое импортозамещение невозможно без нормального дизайна и продвижения на международном рынке. Экспорт туркменской экономике жизненно необходим. Рынок внутри страны слишком мал, так что без экспорта производство часто оказывается нерентабельным.
В туркменских дизайн-студиях, например, Belli Creative Studio, Caspy Creative, Aryketek, Asman Oky, Esas, Belgi Labs, Zer design и других работают специалисты, прошедшие обучение за рубежом. Они не только сами обладают хорошим вкусом и художественными талантами, но и умудряются находить заказчиков, способных по достоинству оценить хороший продукт. В офисах этих студий уют и рабочая атмосфера, будто они находятся не в Ашхабаде, а где-нибудь в Париже.
Благодаря труду таких специалистов появились бренды кондитерских изделий Kindi World, витаминизированных напитков Bold, минеральной воды Bulvar, еды и напитков Buzz, питьевой воды Arcalyk, одежды и аксессуаров Dap, фруктовые соки Hoşal, Yedigen и Näzli, напитки Dabara… Это узнаваемые логотипы, удобная упаковка, грамотно выстроенная реклама. Многие из перечисленных товаров экспортируются в соседние страны, где смотрятся на прилавках не сильно хуже самых успешных западных брендов. Встречаются и иностранные заказчики: например, Esas разработала логотип туркменского кафе в американском Сиэтле.
Случаются, конечно, и провалы. Так, в январе 2019 года тогдашнему президенту Гурбангулы Бердымухамедову представили упаковку шоколада, очень похожую на российскую «Аленку». А в 2020 году посол Франции обнаружил на прилавках в Ашхабаде масло, упаковка которого была скопирована с импортной марки President. Кто автор этого плагиата? Точные «имена и явки» не известны, но как минимум в случае с «Аленкой» было очевидно, что эти люди пользуются близостью к власти.
В этом и проблема. Есть область, в которую профессионалам, создающим коммерческое «лицо» современного Туркменистана, нет хода. Это любые проекты, финансируемые государством. Предлагаем просто посмотреть на разницу между госдизайном и работами частных дизайн-студий. Остаётся загадкой, почему на государственном уровне отдают предпочтение работам настолько низкого качества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев