Необходимо отметить, что создание специализированных средств ПВО, способных эффективно бороться с низколетящими воздушными целями, во всех странах проходило с большими трудностями. Одной из основных причин являлось определенное несоответствие между завышенными требованиями и существующим уровнем развития науки и техники, не обеспечивающих их выполнение. Даже США с их высоким научно-промышленным потенциалом не смогли в тот период решить эту проблему, о чем свидетельствует показательный пример создания ЗРК «Маулер».
По замыслу разработчиков он должен был обеспечить эффективную борьбу с низколетящими самолетами, неуправляемыми и управляемыми тактическими ракетами. Все боевые средства комплекса (пусковая установка, 12 ЗУР в ТПК, радиоэлектронная аппаратура обнаружения целей и управления огнем, система электропитания) должны были размещаться на гусеничном транспортере-амфибии М-113. При дальности действия до 15 км и скорости до 890 м/с, стартовая масса одноступенчатой ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН не должна была превышать 50-55 кг. Как показал последующий ход технического прогресса, выполнение этих и некоторых других требований обеспечивалось не ранее чем через 25-30 лет. В результате затраченные более 200 млн. долларов успеха не принесли и программа разработки ЗРК «Маулер» в 1965 году была закрыта.
Среди европейских фирм первой в создании подобного комплекса была английская «Шорт», создавшая корабельный («Си Кэт», дальность действия до 5 км) и наземный («Тайгер Кэт») зенитные комплексы. Последний, массой 62 кг, имел невысокую (200-250 м/с) скорость полета ЗУР и исполнялся в самоходном (на гусеничном или колесном бронетранспортерах) и буксируемом вариантах. Другая английская фирма «Бритиш Эйркрафт» в 1963 г. начала работы по созданию ЗРК «Рапира». Однако и его характеристики были значительно ниже тех, которые должен был иметь американский «Маулер».
Только ЗРК «Оса» (СССР) стал наиболее удачным вариантом среди аналогичных комплексов, что красноречиво подтвердил опыт его многолетней эксплуатации в войсках и результаты боевого применения.
Работы над его созданием были начаты по Постановлению СМ СССР № 1157-487 от 27 октября 1960 г., согласно которого ЗРК должен был поражать цели, действующие со скоростью до 500 м/с в зоне 50-5000 м по высоте и 0,8-10 км по дальности. Автономная мобильная боевая машина (БМ) ЗРК должна быть плавающей, вести разведку воздушных целей в движении и обстреливать их ракетами с короткой остановки.
Этим же постановлением ставилась задача на разработку корабельного варианта ЗРК «Оса-М», унифицированного по ракете и частично радиоэлектронным средствам с сухопутным ЗРК «Оса».
Головным разработчиком ЗРК в целом и БМ 9АЗЗ назначалось НИИ-20 ГКРЭ, а главным конструктором комплекса и машины М.М. Косичкин, ракеты - КБ-82 Тушинского машиностроительного завода во главе с А.В. Потопаловым, пусковой установки (ПУ) – Государственное КБ компрессорного машиностроения ГКАТ. В создании других элементов участвовали Всесоюзный НИИ «Сигнал» и Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования Министерства электротехнической промышленности, самоходного шасси - Кутаисский автомобильный завод.
Разработка требований к ЗРК проходила под шифром «Эллипсоид». На формирование общей идеи и облика ЗРК «Оса» отрицательно повлияла информация о разработке в США комплекса «Маулер».
Наиболее сложным оказалось создание ЗУР, что было обусловлено в тот период времени уровнем достижений в создании отечественного твердого ракетного топлива и элементной базы для бортовой системы управления. В результате этих и других причин установленные сроки работ были сорваны. Новым правительственным решением были определены другие сроки и разработчик ракеты (ОКБ-2, П.Д.Грушин), а также более реальные ее характеристики (увеличена стартовая масса до 110-115 кг). ЗРК должен был поражать цели типа МиГ-19, действующие со скоростью 500 м/с на высотах от 50-100 м до 5 км на дальности 8-10 км, а с дозвуковыми скоростями на высотах до 6-7 км - 10-13 км.
Совместные испытания наземного ЗРК «Оса» начались во второй половине 1967 г. и из-за серьезных недостатков (резкое снижение возможностей по обстрелу целей из-за неудачного размещения ПУ с ЗУР перед антеннами РЛС, не выполнение требований по обстрелу целей на нижней границе зоны поражения 50-100 м, прогар сопла двигателя, большое работное время, не выполнение требований по запасу хода, скорости движения и плавучести) были прекращены. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ (бывший НИИ-20) В.П. Ефремов, его заместителем - И.М. Дризе, а разработка плавающего колесного шасси 937 (позднее 5937 «Основа»), сыгравшего большую роль в успешном продолжении работ, - Брянский автомобильный завод.
После проведения заводских (в июле 1970 г.) и совместных (в феврале 1971 г.) государственных испытаний в октябре 1971 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение. Одновременно на вооружение ВМФ поступил корабельный ЗРК «Оса-М» (SA-N-4, «Gecko»).
Серийное производство БМ 9А33Б осуществлял Ижевский электромеханический завод, а ЗУР 9М33 – Кировский машиностроительный завод им. ХХ партсъезда.
Назначение
ЗРК «Оса» 9К33 малой дальности является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначен для борьбы с пилотируемыми (самолетами, вертолетами) и беспилотными (КР, ДПЛА) СВН в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника.
Он имел хорошую проходимость, мог преодолевать водные препятствия вплавь, имел высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время.
Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (на высотах 50-100 м максимальная дальность уменьшалась до 4-6 км). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с на высотах 200-5000 м, дальняя граница зоны поражения достигала 7,1 км. Параметр составлял от 2 до 4 км. По результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С «Фантом-2» одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.
По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» превосходил средства ПВО первого поколения и в настоящее время может успешно бороться с различными СВН.
Состав и особенности
Основные элементы ЗРК 9K33 «Оса»: БМ 9А33Б со средствами разведки целей, наведения и пуска ЗУР; зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М33; транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217Б с восемью ЗУР; средства контроля и технического обслуживания на автомобильном шасси.
БМ 9А33Б – автономная всепогодная огневая единица, способная самостоятельно обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении и обстреливать одну из них с короткой остановки двумя ракетами с радиокомандной системой наведения. Время свертывания и развертывания БМ не превышает 5 минут.
Удачная конструкция шасси, выпускаемого в вариантах БАЗ-5937 (основной) и БАЗ-5939 (имелся отбор мощности от коробки передач для привода гидронасоса) обеспечивала максимальную скорость движения по дорогам и на плаву до 80 и 10 км/ч соответственно. Колесное, корпусное, плавающее шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами обеспечивало размещение и транспортировку оборудования массой до 7200 кг, эксплуатацию БМ в диапазоне температур от +500 до –400 С, при скорости ветра до 20 м/с, в осадках интенсивностью до 5 мм в минуту, при влажности окружающего воздуха до 98% и +200 С, в условиях запыленности до 2,5 г на м3 и высоте до 3000 м над уровнем океана. БМ транспортировалась воздушным и железнодорожным транспортом.
СОЦ представляет собой РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона с высокой степенью защиты от помех, которая решает задачи обнаружения воздушных целей и выдачи координат их местоположения. Стабилизированная в горизонтальной плоскости антенна вращается со скоростью 33 оборота в минуту и обеспечивает разведку воздушных целей в движении. Обзор воздушного пространства в угломестном секторе 270 осуществляется путем последовательной переброски луча при каждом обороте антенны в один из трех положений (два нижних по 40 и один верхний 190). Ее возможности обеспечивали обнаружение цели типа истребитель на дальностях до 40 и 27 км при высоте ее полета 5000 м и 50 м соответственно.
Станция сопровождения целей (ССЦ) служит для поиска целей по данным СОЦ, их захвата на автосопровождение по угловым координатам и дальности и выдачи точных текущих координат цели на СРП. ССЦ обеспечивает захват и автосопровождение цели при высоте полета 5000 м и 50 м на дальностях 23 и 14 км соответственно с высокой точностью определения текущих угловых координат (не более 0,3 деления угломера) и дальности (до 3 м) цели. Станция защищена от активных и пассивных помех.
Счетно-решающий прибор (СРП) при поступлении информации от ССЦ решает задачу встречи ЗУР с целью и вырабатывает данные для своевременного пуска ракеты.
Комментарии 13